Мнение: Трехлитровый дом

Стимулируя строительство энергоэффективных домов, государство могло бы сэкономить миллиарды гривен

Related video

Знаете ли вы, что такое трехлитровый дом? Нет, это не банка с опилками для хомячка. В Германии так называют дома, потребляющие в год около 30 кВт тепловой энергии на квадратный метр площади или приблизительно три литра жидкого топлива. Насколько это мало, видно в сравнении: украинские новостройки двухтысячных годов съедают в пять раз больше, а сталинские дома и хрущевки – в десять.

В Европе же существует целая классификация домов в зависимости от того, сколько энергии те потребляют. Для этого пришлось провести энергоаудит всех зданий, вычислить средние показатели, проанализировать их и сравнить. Так появился "дом с низким потреблением энергии", "пассивный дом", который почти не потребляет энергии, "дом нулевой энергии", который потребляет только то, что сам и вырабатывает, и даже "дом плюс", который вырабатывает энергии больше, чем ему нужно. Во всех этих строениях используют солнечные батареи, специальные системы вентиляции, теплоизолирующие материалы и многие другие секреты, позволяющие в перспективе экономить массу денег.

Европейцы давно поняли: не сотвори из газа кумира, ибо сильно дорого.

В этом году ЕБРР выделил $50 млн. на субкредиты украинским предприятиям, желающим повысить свою энергоэффективность. Несколькими годами ранее специалисты европейского банка в своем ежегодном докладе обозвали Украину одной из наиболее "энергоемких и неэффективных стран региона". Характеристика справедливая, даже обижаться грех. Ведь в нашей стране энергосбережение работает лишь на уровне надписей в офисных туалетах: "Выключайте, пожалуйста, свет".

Первые энергоаудиторы появились в Украине после провозглашения независимости. Они были энтузиастами, пытавшимися объяснить людям, как это здорово – знать, сколько твой дом потребляет тепла и как его можно "посадить на диету" без ущерба для организма. Государство покивало головой – похвально, мол, хорошо, разрабатывайте. На этом все и закончилось. В то же время в Европе энергоаудит – успешный бизнес. Так, в Дании с пятимиллионным населением работает три с половиной тысячи энергоаудиторов в области теплотехники, в Украине – чуть больше трехсот. А зачем нам такие специалисты, если нет законодательных норм, обязывающих строительные компании заказывать энергоаудит своих зданий? Только застройщики с серьезной репутацией делают это, потому что понимают дальнейшую выгоду.

Недавно с удивлением узнал, что в Украине действует целая государственная программа по увеличению энергоэффективности строительной отрасли, рассчитанная на 2010–2014 годы.

И где, простите, результаты? Я не припоминаю ни единого случая, чтобы государство простимулировало строительство энергоэффективных домов. У нас же по-другому нельзя – либо кнутом и пряником (штрафами и льготами), либо никак. Добровольно ни один девелопер не потратит на дом в несколько раз больше, чтобы сэкономить деньги инвесторов в перспективе. То есть программа есть, а механизма ее внедрения нет.

Получается, украинцы – богатая нация. В то время когда весь Старый Свет изо всех сил пытается экономить энергию, мы запросто выбрасываем миллиарды в воздух – в прямом смысле этого слова. Расточительство – вредная привычка из Союза, где даже счетчиков в домах не было. И от этой привычки нам настойчиво рекомендуют избавляться. "Почему в Украине такой высокий уровень потребления газа на душу населения по сравнению со странами Европейского союза? Изолированы ли должным образом ваши жилища для того, чтобы эффективно использовать газ в быту? Украине нужно думать не только о цене на газ, но и о том, сколько газа тратится впустую", – попрекнул однажды наше правительство старший консультант энергетической компании PLATTS Джон Робертс. "Ведутся расчеты, – отвечают у нас, – ведутся расчеты".

Дмитрий Шостя, директор по инвестициям строительной компании "НБК"