Мнение: Не классно

Школа – камера хранения. Но детей в ней не только сохраняют, но и деформируют

Related video

Каждый раз 1-го сентября мы говорим патетические фразы о силе знаний и в глубине души надеемся, что желание овладеть этой силой рано или поздно в наших детях проснется.

Но, к сожалению, дети не хотят учиться. И это повальное явление. Давайте беспристрастно взглянем на то, как устроена наша школа. Тогда вопрос, почему у детей нет мотивации, отпадет сам собой. А вы перестанете предъявлять претензии и начнете их поддерживать на этом поле битвы.

Система образования в нашей стране – это государство в государстве. Она сама создает программу, сама ее оценивает по своим же критериям. Основным продуктом являются не знания ученика, а урок. У нас нет критериев оценки работы учителя. Мы имеем право на бесплатное среднее образование, но не можем взыскать с него – ни родители, ни ребенок не являются клиентами общеобразовательной школы.

В итоге "заслуженными" часто становятся удобные учителя, умеющие создавать красивые уроки. Но по-настоящему зажигают сердца единицы. Чаще всего они неудобны ни для школы, ни для коллег, зато в их кабинетах происходит чудо. Хороший учитель для каждого класса работает по-разному. Он не придерживается формы, стандартов, тщательно выписанного сценария урока – он ловит настроение класса. Подстраиваясь под детей, он понимает, как можно знание "прицепить" к уже имеющейся базе. Ему не нужны оценки. Хороший учитель не говорит школьникам: "Вам же тесты сдавать". Ему неинтересны баллы, для него главное – пробудить понимание предмета. Способность сдавать тесты – не самая важная в жизни, куда важнее умение трансформировать знания в собственный опыт. А это у отличников порой получается хуже других.

Если применять такой критерий к нашей школе, то очевидно, что эта система неполного цикла. Она загружает информацией и до сих пор ограничивается лишь тем, что дети воспроизводят сказанное учителем.

Талантливые педагоги знают: чтобы мозг распознал новую информацию как родную, ему необходимо действие. Когда ребенок может физически применить знание, оно встраивается в его систему мировоззрения. Для этого необходимо множество неурочных методов – поставить эксперимент, создать модель собственными руками, научить другого.

К примеру, один мой знакомый химик просит детей вылепить валентность из пластилина. Пока ребенок пытается понять, как же выполнить это задание, в его голове происходит замыкание: знание встраивается в его систему.

Другой коллега – биолог просит на крышечках объяснить классификацию животных. Курс биологии за восьмой класс он способен преподать всего за 4 часа, опираясь на подручные материалы и опорные схемы с ключевыми данными. И это не единичный случай.

Школа – камера хранения. Но детей в ней не только сохраняют, но и деформируют. Потому что в том возрасте, в котором душа рвется к новому, дети получают это новое в "глубокой заморозке", пожалуй, еще из запасов советской армии. Вернее, прусской. Ведь та система образования, которой мы до сих пор пользуемся, была создана 200 лет назад, чтобы делать из крестьян воинов по прусскому образцу.

На дворе XXI век. Вы включаете компьютер и настраиваете под себя интерфейс, но когда приходите в школу, ничего не можете под себя настроить.

Смиритесь с тем, что наши школы – это общепит. Каждый раз, когда классный руководитель вашего ребенка будет отчитывать его, искренне веря в свою правоту, спросите ее, как давно она сама чему-нибудь училась.

Я уверен: кризис в системе школьного образования приведет к тому, что появится недорогая система индивидуального образования. Такие проекты уже работают в Украине. Менять школу невозможно. Этот атавизм отпадет сам собой.

Что делать родителям сейчас? Становиться тьюторами (от англ. tutor – наставник) для своих детей, помогать им ставить цели, добиваться их, развивать качества характера. Подзатыльники и крик – далеко в прошлом.

Евгений Мирошниченко, психолог, основатель проекта "Новый репетитор"