Начать с себя

Именно это следует сделать, чтобы больше не слышать со стороны России угроз вроде недавнего обещания Госдумы разорвать Большой договор о дружбе между странами

Related video

Как только речь заходит о взаимоотношениях с Россией, почему-то включаются двойные стандарты. И ливийский лидер Каддафи, с которым наш президент так душевно обменивается государственными наградами, украинскому менталитету оказывается понятнее, нежели славянин, живущий всего в восьмистах километрах от Киева.

Я хочу кое-что напомнить и тем, кто провоцирует здесь, в Украине, подобные антиукраинские выпады, и тем в России, кто ждет момента, как бы выставить украинца недотепой.

Так вот, давайте отбросим разговоры о том, как тяжело жилось украинцам в общем доме с россиянами, и о том, кто кого обслуживал. Если уж на то пошло, то Россия так "угнетала" Украину, что мы вышли из состава СССР, имея территорию почти в 4 раза больше той, что занимала Украина при Богдане Хмельницком.

Россияне тоже не должны забывать, что уголь Донбасса долгое время (более 100 лет, если точнее) снабжал всю Россию. А украинские Шебелинское и Дашавское месторождения газа снабжали европейскую часть СССР.

При этом Украина должна густо краснеть, если кто-нибудь в России находит причины назвать ее русофобской страной. Значит, следует делать все, чтобы никто даже подумать не мог в этом направлении. Значит, нужны русские школы, русские библиотеки, русские кинозалы (как, впрочем, и польские, и армянские, и грузинские).

Россиянам не откажешь в умении защищать свои государственные интересы. Хоть делают они это иногда нарочито топорно, тем не менее всегда эффективно. Их выпад с Большим договором (Госдума пригрозила разорвать этот базовый документ в отношениях между странами в случае вступления Украины в НАТО, – Фокус) – искусная артиллерийская атака. Там ставят на то, что членом Альянса может стать страна, не имеющая территориальных претензий. Вот и достают крымскую карту "из широких штанин дубликатом бесценного груза". Да и в Киеве понимают, что в случае чего за спиной НАТО им не отсидеться. Это украинцы поедут "миротворить" на границу Грузии с Абхазией, а Бельгия воевать за Крым точно не будет.

Поэтому нужно жить своим умом и не подмазывать Брюссель разговорами о том, как мы хотим к ним, да только "старый ревнивый муж не пускает".

Мы 17 лет говорим о независимости, но она скорее желаемая, нежели действительная. Поэтому Госдума считает, что имеет право на такой тон и ультиматумы, а Москва позволяет себе в первый день нового года, в лютые морозы, устраивать "газовые атаки". А российский президент Медведев еще и не прочь постебаться над украинским коллегой: дескать, как вам, Виктор Андреевич, Соловки?

Давайте наконец оформим наш развод с Россией, но не в эмоциях и русофобстве, а юридически – как принято в цивилизованном мире, куда мы так стремимся. Не стоит, например, бояться визового режима с РФ – это тоже одна из форм проявления независимости. И межгосударственные договоры должны быть не ритуальными, а идеально выверенными, взаимовыгодными и прагматичными, чтобы комар носа не подточил.

А пока этого всего нет, пока договоры и взаиморасчеты держатся на честном слове и могут толковаться в зависимости от настроения и дня недели, до тех пор будем слушать ультиматумы.

Просто нужно быть патриотами. Скажем, не позволять персоне нон грата господину Жириновскому на общенацио­нальном канале полтора часа оплевывать украинские устои и ценности. Если бы у наших политиков, безропотно слушавших этот поток сознания, была гордость и позиция, они бы встали и ушли прямо с эфира.

Наша национальная кичливость не имеет ничего общего с независимостью, но дает соседям основания делать заявления, подобные недавнему. Нужно показывать пример не шовинизма, а национализма. Любой народ мудрее тех, кто его представляет, и учить нужно, в том числе и россиян, уважению к себе. Начиная с себя.