Два в одном

Президент и премьер наконец-то объединились для развития конкурентных преимуществ Украины.  Надолго ли?

Related video

Вечером 4 апреля 2000 г. у Виктора Медведчука, в то время первого зампредседателя Верховной Рады, обсуждалась представленная днем программа правительства Виктора Ющенко. Голосовать за нее планировалось 6 апреля. Отрицательный результат этого голосования вел к отставке правительства, фактически спасшего Украину от дефолта, то есть банкротства. Участниками обсуждения были сам Виктор Ющенко, лидеры СДПУ(о) и автор этих строк.

Эсдеки настаивали на отставке Юлии Тимошенко с поста вице-премьера: она, мол, разбирает бартерные завалы только по интересным лично ей направлениям. В конце встречи можно было понять, что Виктор Ющенко почти согласился назавтра запускать отставку. Уже в коридоре я сказал ему: "Не хочу обсуж дать финансовые вопросы. Но Юлия Владимировна ведет себя не как член единой команды – Кабмина". Ответ Ющенко меня поразил: "Все равно нельзя выбрасывать вице-премьера, как тряпку". Отставка леди Ю не состоялась – премьер ее заблокировал. После этого разговор об антикомандном поведении Тимошенко возникал еще дважды. И оба раза я слышал один и тот же ответ: "Ты ничего не понимаешь!"

Сейчас, казалось бы, жесткие конкуренты – президент и премьер – объединились в развитии международных конкурентных преимуществ Украины, в создании новой экономической политики. Пока речь идет о космосе, авиации, судостроении, автомобильных дорогах. Долгие годы власти предержащие не удостаивали вниманием международные конкурентные преимущества Украины. Сотни обращений бизнеса, профсоюзов, ученых, региональных органов власти оставались без ответа. Но, как говорил Иисус, просите и дастся вам, ищите и обрящете. Процесс пошел. Начали с корабелов: 20 мая указом президента было введено в действие решение СНБО о развитии Украины как морского государства. Затем авиастроители пробили указ о развитии своей отрасли.

"После многих лет голодного пайка суммы госгарантий, обещанные изменениями в бюджете, выглядят громадными"

А в июле наступило время изумления. 4 июля премьер проводит в Николаеве трехчасовое рассмотрение вопросов судостроительного комплекса – директора сильно и приятно поражены принятием столь смелых решений. Подхватив и круто развив инициативу президента, Кабмин 7 июля вносит в Верховную Раду проект изменений в госбюджет. Корабелам и самолетостроителям дают по 500 млн. грн. государственных гарантий по своим кредитам. Автодорожникам – целых 4,3 млрд. грн. против 800 млн. в действующей редакции. А нашему космическому чуду "Южмашу" на реализацию проекта "Морской старт" выделяют 522 млн. грн. госгарантий.

После многих лет голодного пайка эти суммы выглядят громадными. Однако куда более важно усиление влияния на развитие бизнеса в Украине, обусловленное самой спецификой инструмента – госгарантий. Ведь опираясь на них, власть не будет искать живые деньги у мрачных цепных псов госбюджета. Лидеры конкурентоспособного украинского бизнеса пойдут за кредитами в банки, которые умеют хорошо считать затраты и результаты, толково оценивать риски. В банки, которые умеют и давать кредиты и, что особенно важно, забирать их, защищая интересы вкладчиков. Легко прогнозируется усиление сотрудничества с банковской системой, лидером развития рынка, главным учителем нашего бизнеса. В итоге корабелы, например, имеют возможность превратить 500 млн. грн. госгарантий в 1 млрд. грн. живых денег.

И что особенно важно: правительство демонстрирует мировому бизнесу свою решимость осуществить глубокие изменения в наших производствах. Это обязательно вызовет улучшение инвестиционного климата в Украине. Приток иностранного капитала усилится, а значит, ускорятся и темпы роста реальных заработков украинцев. Поэтому сейчас, по прошествии восьми лет со дня заседания у Медведчука, я задумываюсь: а может быть, Виктор Ющенко тогда все-таки был прав?