Страх и ненависть в офисе. Рабочее место может стать источником психического заражения

Постоянные жалобы коллег опасны. Коллективу нытиков грозит массовое психическое расстройство

Related video

Офис — один из главных источников психического заражения. Именно офисных работников зачастую одолевают депрессии, панические атаки, синдром хронической усталости, эмоционального выгорания и стрессы. Всему виной — постоянное "незащищенное" общение. Разговаривая в курилке или даже молча отсиживая очередное совещание, можно заразиться безмятежностью или безнадежностью, синдромом откладывания дел на потом или чрезмерным энтузиазмом, глупостью или страхом. Позитивные эмоции и ощущения нам могут передать мотивирующие ораторы, оптимисты по натуре, хорошие преподаватели или близкие люди, которые верят в наши способности. Негатив несут пессимисты, тревожные, излишне откровенные, не в меру придирчивые или самокритичные коллеги.

В истории бывали случаи, когда психические эпидемии охватывали не то что отдельные компании или организации, но даже целые города. Раньше массовые душевные болезни, как правило, возникали на почве религиозных настроений или некой идеи, которая объединяла людей и подталкивала их к разного рода движениям. Теперь же эпидемия все чаще распространяется в пределах небольшой группы людей — на работе.

Разговаривая в курилке или даже молча отсиживая очередное совещание, можно заразиться безмятежностью или безнадежностью, синдромом откладывания дел на потом или чрезмерным энтузиазмом, глупостью или страхом

Люди с хорошо развитым воображением наиболее уязвимы. Они способны с легкостью заражаться симптомами психических состояний — перенимать тревогу, подавленное настроение или усталость. Экспериментально проверить эту гипотезу несложно — достаточно, например, засмеяться в метро или поднять руки на стадионе. Многие, не задумываясь, последуют вашему примеру. Заразительны также хорошо продуманные рекламные слоганы, тенденции моды и рассказы о психических состояниях — то есть жалобы ваших коллег.

Казалось бы, дружеский обмен впечатлениями и мыслями не опасен. Тем не менее и в таких незамысловатых разговорах есть свои правила. Они либо приносят удовольствие участникам, либо наносят ощутимый вред в виде раздражения, скуки или же опасности психического заражения. Последнее происходит в том случае, если один из собеседников пытается снять собственную тревогу и напряжение либо же самоутвердиться за чужой счет. Как вариант — кто-то может просто быть талантливым повествователем, и его слушатели невольно проникнутся посторонними чувствами. А отсюда недалеко и до внушенных состояний. Читайте — психических заражений.

Именно таким простым путем на нас беспрерывно обрушиваются потоки чьих-то чувств, эмоции, мыслей и переживаний. Они нам не принадлежат, но непроизвольно кажутся своими. Каждый из нас совершенно искренне верит: дескать, все помыслы и желания мы продуцируем сами. Но это не всегда так. И разделить личное и чужое непросто. Например, на сеансе гипноза пациент на все сто процентов убежден в спонтанности своих действий до того момента, пока гипнотизер не пояснит, что на самом деле он действовал под влиянием гипнотических внушений. В обыденной жизни такие ситуации происходят не реже.

Именно поэтому слушать истории о чьем-либо стрессе, подробные описания чужих тревог или детали неудачных любовных историй не так уж безопасно. Поскольку бывает и так, что те, кто рассказывает, выбирают другую линию поведения: вместо того, чтобы жаловаться и переживать, они пугают.

Ваше воображение требует к себе уважения. Если развитая творческая фантазия вынужденно простаивает, то вполне вероятно, что после очередного разговора с коллегами она спроектирует любого "демона" панической атаки, страха или психически неустойчивых состояний. Паника — это один из возможных ответов нашего тела на наши фантазии о тотальном контроле над эмоциями. За лишение чувств права голоса тело мстит бунтом вегетативной нервной системы и хаосом телесной революции.

Вежливый, всегда владеющий собой, — таков идеал работника любой конторы. Фетишизируя деловой успех, мы зачастую отслеживаем поведение других вместо собственных чувств. Чувства могут больно ранить, и мы стремимся "отключить" неприятные эмоции. Да вот беда — все устроено так, что чувственность, чувствительность, спонтанность отключаются одной кнопкой и вместе с грустью исчезает и радость. "Что я чувствую прямо сейчас? Мне это нравится? Мне это необходимо? Интересно? Зачем это мне?" – такие вопросы стоит задавать себе чаще. Ответив на них, легче сохранить иммунитет в офисе и не попадать в число тех, кого поражают корпоративные эпидемии.

Алевтина Шевченко, психолог