Зона боевой торговли. Почему ЗСТ не спасет Украину и Россию от торговых войн

Не успели просохнуть чернила под законом Украины о вступлении в опекаемую Россией зону свободной торговли СНГ, как между соседними странами разгорелся очередной торговый конфликт

Related video

О торговых войнах между РФ и Украиной мне приходится писать почти два десятка лет. Поэтому странно было слышать от чиновников о том, что вступающий в середине сентября новый Договор о зоне свободной торговли с СНГ что-то резко изменит в отношениях Украины с одним из ее крупнейших торговых партнеров.

Закон о ратификации документа принят Верховной Радой и подписан Виктором Януковичем. Договор предусматривает беспошлинное перемещение товаров внутри стран — членов договора. Вроде бы здорово? Вот украинская сторона и намерена его выполнять. Но Россия 1 сентября однозначно показала, что она представляет себе зону свободной торговли по-другому.

Как известно, именно 1 сентября вступило в силу постановление правительства РФ "Об утилизацион-ном сборе в отношении колесных транспортных средств", которое подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Это означает, что все автомобили, собранные в Украине и поставляемые в Россию, станут облагаться специальным сбором и будут ровно на эту сумму дороже машин местной сборки. Российская сторона уже заявила, что никаких преимуществ собранные в Украине авто не получат — их будут облагать сбором точно так же, как и все прочие импортируемые в Россию машины.

Обижаться на Москву не стоит, скорее нужно вести себя симметрично и не впадать в сантименты по поводу "соседских отношений" и "общих корней"

Разумеется, экологический сбор на ввозимые авто — это совсем не об экологии. Это о защите внутреннего рынка, чем Москва занимается давно, жестко и отнюдь не по-соседски. Недавнее вступление в ВТО ограничило возможности России играть с ввозными пошлинами на свой вкус и вводить антидемпинговые меры в отношении украинских товаров. Напомню: в разное время под удар санкций попадали стальные трубы и прокат, сахар, алкоголь, конфеты и много чего еще. Сейчас Москва вынуждена следовать нормам ВТО и соблюдать необходимые формальности.
Но это совершенно не мешает РФ использовать так называемые технические барьеры для ограничения ввоза украинских товаров. На слуху недавние ограничения ввоза украинского сыра и мяса, например, под санитарно-ветеринарными предлогами. А сейчас вот экологический сбор на авто. Таких инструментов в отношении украинского экспорта в РФ может быть придумано множество — по мере появления политических мотивов и экономических, разумеется, тоже. Причем о вторых Москва помнит крепче, чем о политике.

И теперь самое время вспомнить, что договор о режиме свободной торговли СНГ уже был — он действовал с 1994 года. И уж точно стоит вспомнить, как он работал. Тот режим свободной торговли представлял собой очень хитрую систему — наряду с ним действовали так называемые изъятия. То есть Москва выводила из-под режима свободной торговли те или иные товары по мере экономической необходимости. Например, украинский сахар. Хитрость заключалась еще и в том, что в РФ действуют вывозные пошлины на нефть и газ. И это одна из причин того, что привязанная к России трубопроводами Украина вынуждена платить столь высокие цены за газ и нефть. Ведь как раз в отношении газа и нефти изъятия тоже действовали, и они не подпадали под действие режима свободной торговли. Потому импортируемые от нашего основного поставщика энергоносители облагались и облагаются дополнительной пошлиной, которую, как ни крути, в конце концов платит потребитель.

Не берусь предсказать, что будет представлять собой зона свободной торговли-2. Хотя введенный 1 сентября экологический сбор на ввоз авто в РФ дает вполне однозначный сигнал по этому поводу. Те 18 лет, которые я наблюдаю за внешней торговлей между Украиной и РФ, дают мне серьезные основания полагать, что для России нет "друзей" и нет "особых отношений" с соседями, а есть только собственные экономические интересы, на пути реализации которых не смогут встать никакие, пусть даже самые окончательные документы. Обижаться на Москву по этому поводу не стоит, скорее нужно вести себя симметрично и не впадать в сантименты по поводу "соседских отношений" и "общих корней".

Ну а если уже имеющегося опыта украинско-российской торговли недостаточно, можно посмотреть на белорусско-российскую торговлю: как известно, именно в тот момент, когда это стало выгодно Москве, Минску пришлось начать платить мировые цены на импортируемые из РФ энергоносители. Одним словом, пока нет причин ожидать, что из Договора о ЗСТ получится благообразный европейский кондоминиум, скорее — коммунальная квартира со всеми ее причиндалами.

Александр Крамаренко, главный редактор персонального делового журнала "Деньги.ua"