Умеют ли в Украине делать добро

В каком состоянии в стране культура благотворительности, и как каждый может стать эффективным филантропом, пишет на Фокус.ua исполнительный директор Фонда братьев Кличко Анна Старостенко

Related video

Для Украины филантропия не менее важна, чем демократия. Поэтому выстраивать культуру благотворительности следует также тщательно, как и культуру народовластия. Условно весь процесс, как правило, делится на три этапа: осознание, отношение и поведение.

С осознанием в стране не так уж и плохо. Украинцы все чаще хотят помогать другим и это подтверждают цифры. Согласно Всемирному рейтингу благотворительности World Giving Index соотечественники стали активнее принимать участие в благотворительной деятельности. Так, если в 2010 году Украина занимала лишь 150-е место, то в 2011-м оказалась на 45 позиций выше, закрепившись на 105-й строчке. Количество тех, кто уже приобщился к благотворительности в стране, выросло вдвое – с 13% до 26%. Фактически, первый шаг сделан – многие готовы жертвовать свои деньги и время. Правда, не все понимают, как это делать максимально эффективно. Да, и государство, которое должно обеспечивать необходимые условия для развития благотворительности особо не содействует. Даже наоборот. Например, студент, который получает стипендию от той или иной благотворительной организации, платит 15% от этой суммы в казну в качестве подоходного налога. Те же 15% отдает государству и инвалид, получивший новое инвалидное кресло в канун Дня инвалидов. Согласитесь, странный эмоциональный осадок остается как у того, кто эту помощь дает, так и у того, кто ее получает. Кроме того, в стране до сих пор не заработал новый закон о благотворительности. Документ все еще лежит на подписи у президента.

Предвыборное "гречкосейство" в который раз разочаровало украинцев в благотворительности. Теперь многие твердо уверены, что просто так никто никому никогда не помогает и за любое благо надо расплачиваться: голосом, поддержкой, участием в агитационных акциях или вывешиванием плакатов на балконах

Впрочем, самые большие проблемы в Украине со вторым пунктом – отношением к системной филантропии. Почти 20 лет серьезные благотворительные фонды боролись с предвзятостью, поскольку в начале 90-х такого рода организации очень часто использовали для отмывания денег. Как только удалось побороть этот стереотип, фонды столкнулись с новой проблемой. Предвыборное "гречкосейство" в который раз разочаровало украинцев в благотворительности. Теперь многие твердо уверены, что просто так никто никому никогда не помогает и за любое благо надо расплачиваться: голосом, поддержкой, участием в агитационных акциях или вывешиванием плакатов на балконах. Украинские политики в борьбе за власть бросаются из крайности в крайность: одни пытаются сделать благотворительность разменной монетой в политической игре, другие – и вовсе запретить ее на время предвыборной кампании. Обществу остается только одно: вновь ломать стереотипы и менять потребительское и легкомысленное отношение к праву человека творить добро.

Что касается поведения, то здесь стоит брать пример с запада. Там благотворительность считается таким же привычным занятием, как и шопинг. Делать добрые дела учат с детства. При этом требования достаточно высоки: любая филантропия должна быть системной и эффективной. В западных странах даже существуют специальные курсы, на которых учат эффективно распоряжаться благотворительным бюджетом: как принести максимальную пользу вложенными деньгами и временем. Для Украины это пока из области фантастики.

Например, у вас есть 100 гривен, предназначенных на добрые дела. Как вы ими распорядитесь? Перечислите на лечение ребенка, пожертвуете на проект, в котором будут задействованы тысячи людей, или направите во Всемирный фонд спасения дикой природы? Или два часа свободного времени. На что вы их потратите? Будете складывать кубики с детьми-аутистами или станете волонтером в общественной столовой для малообеспеченных? Каждый может сделать выбор сам. Но есть одно условие: ваше действие должно привести к максимальному результату, быть наиболее эффективным.

Еще одним трендом в благотворительности западного образца является краудфандинг – массовый сбор средств, в том числе и через интернет. У нас первыми ласточками такого способа фандрайзинга являются платформа для сбора средств на авторские проекты "Велика Ідея", facebook-проект "Таблеточки" по поддержке онкоотделения "Охмадета" и кнопка онлайн пожертвований Donate Button, которую вскоре запустит на своем сайте и в социальных сетях Фонд братьев Кличко.

К сожалению, подобные филантропические ноу-хау в Украине – исключение, а не правило. Практика показывает, что здесь легче найти миллион долларов одним чеком, чем собрать миллион пожертвований по одному доллару. Поэтому в построении культуры филантропии нам еще предстоит пройти длинный путь. И начать стоит с того, чтобы изменить отношение украинцев к благотворительности, как среднестатистических, так и власть имущих.

Фокус.ua