Назад в будущее

Кризис отбрасывает украинскую экономику на годы назад: к нам возвращаются пачки долларов, бартерные отношения и ремесленники-кустари

Related video

Дядю Колю по кличке Ленин можно застать в гаражах почти всегда. В любую погоду он снует возле своего бокса в гаражном кооперативе на киевской Дарнице и ремонтирует очередную машину. Свое прозвище Коля получил вовсе не за идеологию: монополия на марксистско-ленинские взгляды принадлежит другому труженику гаражного кооператива – дворнику с характерной бородкой. Просто на стене своего гаража дядя Коля повесил гипсовый барельеф вождя народов, взятый на бывшем месте работы – развалившемся советском НИИ.

Как водится, сапог у сапожника нет: собственные машины – то "Жигуль"-пятерку, то подержанный "Мерседес" неизменно экзотических цветов дядя Коля продавал, не успев довести до ума. Было некогда. Ведь заказчики шли сплошным потоком, причем среди них были не только жертвы городских косметических аварий. Например, за тюнингованный горбатый "Запорожец", над которым Коля трудился несколько месяцев, хозяину авто предлагали $50 тыс. А еще дядя Коля может оказать услугу, которую в крупных корпорациях называют GR, то бишь связи с властью. Например, соседу по гаражу он помог без лишней мороки поменять водительское удостоверение – за годы охот и рыбалок оно истрепалось до вида туалетной бумаги. За новенькую корочку в ГАИ попросили электрочайник – по тем временам солидный подарок.

"Рассчитываться просят исключительно наличными долларами. На предложение безнала в гривне делают скучающее лиц"

С гаишниками дядя Коля подружился случайно. Однажды теплым летним вечером он закрывал свой гараж, готовясь уйти домой, как вдруг к шлагбауму кооператива подъехала "Тойота" с милицейскими мигалками. Гаишникам, которым до этого приходилось довольствоваться "Жигуленками", только-только выдали новенькие иномарки. На радостях они решили покататься после трудового дня, но с непривычки куда-то въехали. Ужас положения заключался в том, что завтра утром "Тойота" должна была в составе кортежа встречать в аэропорту какую-то заграничную шишку. И помятое в неслужебное время крыло грозило потерей звездочек на погонах. Вот блюстителям порядка и посоветовали Колю, который хоть и рассказал все, что о них думает, но машину к утру все же починил.

В последнее время к Коле стали поступать битые машины по линии страховых компаний. Из-за роста количества аварий они не успевали отправлять всех клиентов на большие СТО и заключали договоры с частниками. И все же новые иномарки к Коле привозили все реже. Их владельцев автосалоны стали привязывать к "своим" СТО, грозя в противном случае лишить права на гарантию.

Но нынешний кризис вполне может дать дяде Коле второе дыхание. "Да, у японцев техобслуживание дорогое. Но какая тебе разница – первое пройдешь, а потом – в гаражи. Там тебе и масло поменяют, и все остальное сделают", – откровенно заявил мне менеджер автосалона по продаже машин известной японской марки. И признался, что сам именно так и поступает. Рассчитываться за машины в их автосалоне, как, впрочем, и у многих других "серых" дилеров, сейчас просят исключительно наличными долларами. На предложение безнала в гривне делают скучающее лицо: "Ну-у, можно, конечно, но по курсу не меньше шести". При этом курс в соседнем банке в тот день уже упал до 5,5 грн. за доллар.

Нескольких недель нестабильности хватило для того, чтобы забыть о годах экономического развития и снова вспомнить, казалось бы, навсегда ушедшие в прошлое годы безвременья. А ведь кризис только начинается. Поэтому символу 90-х дяде Коле, в отличие от его клиентов, вряд ли грозит безработица. Он по-прежнему принимает на ремонт машины. Надо только оставить ему техпаспорт – несмотря на дружбу с ГАИ, блюстители закона иногда проводят рейды по гаражам в поисках угнанных машин, которые, по примеру Остапа Бендера, умельцы перекрашивают в другие цвета.