Неэкономная экономика

Украинский бизнес сокращает сотрудников и объемы рекламы, не задумываясь о том, что сэкономить можно совсем на другом

Related video

У меня есть множество знакомых, привыкших зарабатывать по телефону. Они сидят в офисах, договариваются, переписываются. А скажешь им, что ради прибыли нужно лишний раз куда-то слетать или поехать, так сразу ответят: мол, ну его к черту, всех денег не заработаешь. Им попросту лень.

Но это было раньше, а сейчас все сложнее – на дворе кризис. Потому все начинают судорожно экономить. При этом, опять-таки, думать многим лень. Вот и идут простейшим путем. Например, сокращают сотрудников, выгоняя на улицу толковых людей. Спрашивается, когда кризис кончится, где фирмы их возьмут? Остановка производства – тоже не всегда выход. Заглушишь мартеновскую печь, а потом плати $10 млн., чтобы разжечь.

Несколько моих знакомых из крупных торговых компаний сейчас сокращают объемы рекламы. Я им говорю: "Ребята, это же инвестиция! Если вы не будете рекламировать, то не будете продавать. А не будете продавать – не сможете зарабатывать". Но до них не доходит – у нас большинство бизнесменов старой формации, они бизнесу не учились. Мне в этом плане проще: сын много лет учился в Англии, все это проходил и мне подсказывает. Во всем мире реклама считается инвестицией. А в Украине – расходами. Если не поддерживать свою марку, то даже в таких компаниях, как Coca-Cola, моментально упадут выторги.

"Если вы не будете рекламировать, то не будете продавать. А не будете продавать – не сможете зарабатывать"

У меня есть рекламное агентство. К нам в клиенты как-то попала крупная торговая сеть. Ребята раскрутились, у них была хорошая рекламная кампания. Но в один прекрасный день они подумали, что их уже все знают, и рекламу прекратили. Прошло три недели – снова прибежали ко мне и сказали: давайте снова рекламу, раза три в неделю. Потому что буквально за две недели продажи упали на 15%. И вот уже много лет они обязательно присутствуют на рекламном рынке.

Конечно, на Западе реклама тоже сокращается. Но не сворачивается же полностью. Естественно, если Mercedes закрывает заводы, увольняет людей и сокращает продажу авто, то и расходы на рекламу упадут. Но отказаться от нее совсем никто не решится. А McDonald"s, наоборот, рекламу увеличивает. Это вообще одна из немногих компаний, которые сейчас работают не в убыток и даже наращивают прибыль.

На чем же тогда экономить? Заставлять сотрудников вовремя выключать лампочки? Да, сейчас будут делать и так. Но экономить надо с умом. Когда оборот исчисляется семизначными цифрами, глупо отключать свет, экономить 15 грн. в месяц и работать в темноте. Глупо увольнять уборщицу и сидеть в грязи. Или отключить батареи в офисах и заставить людей мерзнуть.

Но можно подойти к экономии по-другому. У нас, например, очень много объектов недвижимости и, соответственно, большое потребление тепла. И если раньше многие позволяли себе роскошь в минус 20 открывать окна настежь, то сейчас надо их прикрывать. И дать задание, чтобы за этим следили. У меня на одном небольшом объекте работает директор. Он как-то приезжал и рассказывал: знаете, говорит, сейчас отопительный сезон, но мы днем отопление выключаем. Тогда на улице еще было тепло, 18–19 градусов. А сейчас, когда начались морозы, отопление работает и днем. По собственному опыту знаю, что легче взять одного человека, который будет за этим следить, вместо того чтобы тратить газ на отопление улицы.

Если проанализировать свои затраты, можно изобрести еще массу способов экономии, последствия которых потом не придется расхлебывать, как в случае с увольнением сотрудников или отказом от рекламы. Надо только хорошенько подумать над этим, ведь никакой кризис нельзя преодолеть, ожидая, когда решение свалится на голову. Нужно продолжать производить материальные блага и создавать рабочие места. Люди должны зарабатывать. Пусть меньше, но зарабатывать.