Чем удивили президентские выборы-2014

Хочешь победить на президентских выборах? Не мешай избирателю фантазировать о том, каким президентом ты будешь. Такова главная мораль прошедшей избирательной кампании

tsn.ua
tsn.ua
Related video

Главным сюрпризом прошедшей президентской кампании стал ее безоговорочный победитель, который, как казалось, не особо старался победить. Да, он был виден на Майдане, но не так часто, как некоторые. И его вклад в протестное движение был хоть и заметен, но не так уж велик. Уговорил сняться в свою пользу другого очень популярного кандидата? Это так, но ведь этому предшествовал обгон его по рейтингу. Да и мало уговорить сняться в свою пользу — нужно еще сделать так, чтобы голоса действительно перетекли. Привлек на свою сторону влиятельных людей? Да, но проголосовали-то за него не они, а больше половины украинцев.

Люди старались, из кожи вон лезли, спихивали друг друга со сцены Майдана, скупали телеэфир, катались по всей стране, ловили террористов, ныряли в зеленку и не сходили с экранов телевизоров. А тут человек, который только немного порекламировался и разок пришел на национальные дебаты, впервые в истории страны побеждает во всех без исключения регионах, еще и проходит в первом туре. Ну как так?

Рискну предположить: в этот раз победил тот, кто просто не мешал избирателям возложить на него свои надежды.

Народ сам хочет дать кому-то кредит доверия. Бестактно ему мешать.Только надо учесть обязательные условия кредитования: во-первых, кандидат должен выглядеть достаточно презентабельно, а во-вторых, его не должны знать слишком хорошо. Тогда остается простор для фантазий, в процессе чего ему бессознательно пририсовывают черты своего политического идеала.

Удачный пример — Виктор Ющенко. В 2004-м многие избиратели считали, что он хорошо владеет английским. Практика показала, что это не так. Но откуда взялся сам этот стереотип об англоговорящем кандидате? Из обогащения образа политика мечтаниями избирателя. Это зримая часть кредита доверия. Будь неочевиден и просто дай гражданину шанс, отталкиваясь от твоего имиджа, додумать тебя до конца. На этом же принципе в разное время небезуспешно играли Виталий Кличко и Сергей Тигипко.

Вот как ты в 2014 году дашь кредит доверия Юлии Тимошенко? С трудом. Это человек с историей. Ее можно любить, ненавидеть или быть индифферентным, но ее образ в твоей голове уже сложен и зафиксирован. Непросто фантазировать. Поэтому ее можно лишь оценить — выставить оценку за предыдущую политическую деятельность. Что и произошло. Аналогично с Добкиным, Тигипко и в определенной мере Гриценко. На них возлагали надежды лишь те, кто болеет за них давно, кто имеет о них сложившееся представление (здесь даже не слишком важно, насколько корректное), — и все равно за них. Тогда как Порошенко добрал сторонников из тех, кто ранее не слишком-то интересовался его персоной. Помните старый анекдот?

— Как вы выиграли выборы?
— У моего оппонента было больше знакомых.

Хороший урок для избирательных кампаний на будущее.

Что же Тимошенко? Она просто не успела за ходом времени. Использовать одни и те же механизмы которую кампанию подряд — неправильно, поскольку меняется контекст. После Майдана люди все менее склонны любить ушами: им проще представить, что будет делать молчаливый кандидат, чем поверить в то, что обещает говорливый. Тем более если говорливый не может подтвердить свои заявления действиями. Всю кампанию Юлия Владимировна делала вид, что она, как большая мама или добрая учительница, все разрулит. Но ребеночек уже вырос достаточно, чтобы не верить во всемогущество тети, — тем более, понимая, насколько шатка позиция Тимошенко на самом деле. Даже завсегдатайство Тимошенко в эфире Шустера и кампания антипиара, развернутая против основного оппонента, скорее сыграли против нее: уж слишком похожи они были на те самые старые методы, от которых народ хотел бы избавиться.

Ну и падение ее рейтинга — результат бенефиса Олега Ляшко. Его 3-е место вывело из равновесия многих моих коллег — мол, это же ужас! Напугала их не столько рука Сергея Левочкина, которую многие из них усматривают возле Олега Валерьевича, сколько сам факт того, что примерно каждый двенадцатый украинец готов проголосовать за человека, состоящего не столько из воды, сколько из эпатажа.

Голосующие за самое яркое и самое громкое всегда были. Это нормально. Это везде так. Свои Жириновские и их избиратели есть во всех странах мира. Я даже рад тому, что они собрались вместе. Так понятнее.

К народу надо быть вообще поближе. Но без пафоса. Вадим Рабинович обошел Яроша и Тягнибока. С их результатами все понятно: Ярошу пока не слишком доверяют, Тягнибоку уже не сильно верят. Но Рабинович?

Человек просто несколько раз появился в телевизоре и пообщался с народом простым, ясным языком, без лишних эмоций, лишних понтов и лишней мишуры. Удивительно, но этого хватило пусть для маленького, но результата. Запоминайте.

Виктор Трегубов, Фокус