Украина – не Молдавия?

«Не хочу оказаться бывшей женой бывшего олигарха», – за столиком модного кишиневского кафе слышны реплики из беседы двух гламурных, но невеселых подруг

Related video

Одной из собеседниц, судя по всему, посчастливилось быть женой молодого молдавского мультимиллионера Габриэля Стати, арестованного в Одессе сотрудниками СБУ по обвинению молдавских властей в организации массовых беспорядков в Кишиневе 7 апреля и недавно экстрадированного в Молдавию. Его отец-миллиардер, самый богатый человек самого бедного европейского государства Анатолий Стати, поспешно эмигрировал в Румынию, опасаясь за свою безопасность.

Ранняя молдавская весна в этом году выдалась особенно зеленой. И связано это было скорее с проходящими в стране парламентскими (а по молдавской конституции, фактически президентскими) выборами. Либеральная оппозиция, мечтая о победе, выбрала себе зеленый цвет и подумывала об организации "революции дубов", взяв на вооружение национальное дерево республики. Но этим планам не суждено было сбыться. Ее опередил народ. Вернее, самые радикальные и просто безбашенные его представители, которые пришли на главную площадь страны с антиправительственным лозунгом "Долой коммунистов!", а ушли с украденным из разгромленного парламента компьютером под мышкой. Это не первый и, к сожалению, боюсь, не последний пример революционной инверсии, когда крики о свободе переходят в желание всего-навсего попользоваться чужим имуществом. Сколько бы ни обвиняли друг друга в организации беспорядков правящие в стране коммунисты и разрозненная либеральная оппозиция, все равно очевидно: народ, созванный на кишиневский майдан оппозицией, пришел вовсе не за демократией. И тот факт, что лидеры молдавских либералов оказались не готовы повести свой народ за собой или хотя бы остановить его в низменных инстинктах, говорит о многом. Теперь они, испугавшиеся стихийного бунта, струсившие и подавленные, скрываются даже от собственных советников и журналистов. А президент страны Воронин, не боясь своего народа, приходит на Пасху в главный кишиневский православный собор и с минимальным количеством охраны (у среднего украинского бизнесмена больше) идет крестным ходом вслед за людьми.

"Иногда крики о свободе переходят в желание всего-навсего попользоваться чужим имуществом"

Маленькая страна имеет свои маленькие преимущества и недостатки – к тем и другим в равной степени относится невозможность утаить что-то от своих граждан. То, что произошло сегодня, завтра знает уже вся столица, а послезавтра – вся страна. Рецидив молдавского бунта вряд ли возможен – все уже про все знают. И бедный народ, узнав по телевизору в молодом озверевшем от чувства вседозволенности юнце своего соседа, испугался себя и своих тайных желаний.

А какова же была реакция официального Киева на эти в некоторой степени знакомые поствыборные революционные страсти с иностранным душком? Позор в том, что ее просто не было. Официальный представитель Украины – МИД не считает нужным комментировать даже события в сопредельной Молдавии (зато более чем охотно, но, как правило, не к месту комментирует российский контекст). В отличие от другого южного соседа Украины – Румынии, которая не только комментировала кишиневские события устами своего президента Трояна Бэсеску (одно заявление про 4 миллиона румын, проживающих в Молдавии при фактическом 2,5-миллионном населении, дорогого стоит), но и активно участвовала в организации оппозиционных акций силами своих бизнесменов, консультантов и студентов, привозимых из Бухареста и других городов на митинги. Украине как самостоятельному государству стоит поучиться хотя бы у Румынии, как необходимо защищать свои интересы в сопредельных странах, особенно если там живут украинцы. Ведь Украина не Молдавия, не так ли?