Сырой порох

После мыслительной агонии, вызванной мировым экономическим кризисом, медленно приходит понимание его причин

Related video

В известном анекдоте Наполеон, спрашивая, почему батарея не стреляла, получил ответ: "Было 20 причин. Первая – порох оказался сырым...", и на этом прервал доклад, поскольку остальные причины уже не важны. Что же было "сырым порохом" для кризиса? Эксперты (кстати, какие они эксперты, если не предвидели кризис?) привели уже много причин: недостаточное регулирование финансовой системы, господство неолиберальной доктрины, злонамеренная недооценненность юаня Китаем. Есть мнение о чрезмерном нарастании денежной массы, которую вкладывали в сомнительные проекты, чтобы хоть куда-то вложить. И, конечно, полно конспирологических теорий о том, что Америка все сделала специально, чтобы ослабить Китай, Европу, Россию, мусульманские страны – что кому ближе.

Хочу поговорить именно о той причине, которая стала "сырым порохом" и после которой остальные – незначительные и производные от нее. Эта причина упоминается несколькими авторами (Пол Кругман, Нассим Талеб).

Начну издалека. Люди очень сильно реагируют на стимулы. Их принято делить на материальные и моральные. Все это называют мотивацией. Сейчас уже мало кто спорит, что в основе управления компанией лежат системы мотивации. Если посмотреть на конкурирующие компании, мы увидим, что у них одинаковое оборудование, похожие системы продаж, люди из одной страны, а результаты очень разные. И объясняется это именно различиями в системах мотивации сотрудников. Рассмотрим систему мотивации большого босса, например, инвестиционного банка: если банк достигнет цели (выполнит бюджет по прибыли), то он в качестве бонуса получает тройную годовую зарплату, много опционов на акции, которые превосходят десятикратную зарплату. Разумеется, он спускает эту систему вниз по компании, рассчитывая, что если рядовые банкиры будут получать бонусы по аналогичной системе, то больше шансов, что банк получит целевую прибыль. Его акционеры неглупые люди – если вдруг необходимая прибыль не будет достигнута в короткие сроки (3–4 квартала), то он будет наказан. Как? Его уволят. И это болезненное наказание для человека, привыкшего рулить многотысячными организациями и летать на частном самолете. Он останется небедным – много лет хорошей зарплаты и неплохая компенсация при увольнении. И самое главное: акционеры в случае успеха получат очень большие плюсы – рост курса акций, а в случае провала – огромные минусы, тоже из-за курса акций.

"Акционеры брали умных менеджеров и позволяли им рисковать. Ведь если они сделают все правильно – акционеры тоже выиграют. А если нет, то все проиграют"

Ситуация абсолютно симметрична. А что менеджмент? Он в случае успеха также получит свои плюсы, а при провале – минусы, но несопоставимо меньшие, ведь никто у них не заберет в пользу компании двух-трехкратную зарплату, не заставит возвращать разницу за опцион. Теория этой системы очень проста: "Успех достигается только теми, кто рискует, – значит, разумный риск надо поощрять". Акционеры брали умных менеджеров и позволяли им рисковать. Ведь если они сделают все правильно – акционеры тоже выиграют. А если нет, то все проиграют. Так и есть, вот только выигрыш и проигрыш очень несимметричны в случае менеджмента и акционеров. В результате система привела к тому, что менеджеры стали брать на себя чрезмерные риски – они недостаточно боялись за себя в случае проигрыша. Почему пилотам пассажирских самолетов не дают с собой парашюты? В гражданской авиации чрезмерный риск никому не нужен, а отсутствие парашюта лучший стимул. А вот у глав всех пострадавших компаний и банков парашюты были. Причем многомиллионные.

Представьте себе: вас просят бросить монетку на миллион долларов, но по правилам: "Орел – я выиграл, решка – ты проиграл!" Что бы вы сделали? Я бы сразу увеличил ставку до 5 миллионов. Вот он и сырой порох!

[email protected]