Патриаршьи труды. Зачем Кириллу Янукович

Патриарх Кирилл приехал в Киев к инаугурации Януковича не по заданию Кремля. Но последствия политического союза иерарха РПЦ и нового хозяина Банковой могут оказаться для Украины не менее сильными, чем допуск Газпрома к управлению отечественной ГТС

Related video

Вопреки рассуждениям о близости Кирилла к тандему Путина и Медведева, у предстоятеля РПЦ есть соврешенно конкретные личные политические виды на Виктора Януковича. При помощи политического влияния нового президента Патриарх попробует получить контроль над Украинской православной церковью и надолго снять с повестки дня вопрос ее единства и автокефалии.

Хотя об участии Виктора Януковича в лаврском молебне накануне инаугурации в медиа вбрасывалась противоречивая информация, сам факт встречи с глазу на глаз Патриарха и лидера регионалов имел место. Приезд Кирилла к инаугурации и его молебен в Киевско-Печерской Лавре, уже вызвали нешуточный конфликт и в украинском обществе, и в украинском политикуме. Со всех сторон звучат обвинения в политической заангажированности Украинской православной цервки Московского Патриархата и политической инфантильности нового президента, избранного третью граждан. Например, народный депутат Павел Жебривский уже успел заявить о том, что Патриарх приедет помазать Януковича на губернаторство Малороссийское. Это очень поверхностный взляд на вещи.

Действительно, может показаться, что активно поддерживая Януковича, Кирилл просто-напросто выполняет некий политический и пропагандистский заказ Кремля. Однако, по-настоящему у предстоятеля РПЦ есть своя отдельная, можно сказать корпоративная причина для плотного союза с новым украинским президентом. Если этот союз состоится, то последствия для Украины могут быть намного более серьезными, чем представляют себе национал-демократы, коллеги господина Жебривского.

Украина не Россия, УПЦ не РПЦ

Светское украинское общественное мнение, как правило, не разделяет между собой понятие Российской православной церкви и Украинской православной церкви Московского патриархата. Для рядового украинца УПЦ МП – это своего рода дочерний филиал РПЦ. А значит, по этой логике, поддержка Патриарха Кирилла означает и то, что Януковича будет непременно поддерживать и Киевская Митрополия. На самом деле, это совершенно не так.

В своей публичной риторике представители УПЦ МП конечно же постоянно подчеркивают свое единство с Российской православной церковью и позицией ее предстоятеля – Патриарха Кирилла. Украинские православные иерархи не могут не почитать Кирилла и всячески подчеркивают его духовное главенство над всеми православными Святой Руси. Однако, несмотря на все эти реверансы, политически и административно УПЦ МП за 20 лет стала фактически независимым социальным институтом другой страны. Если продолжать бизнес-аналогии, то сейчас УПЦ МП – это никакой не филиал, а, скорее, отдельное юрлицо, компания, реализующая собственную стратегию и тактику, пусть и под общим зонтичным брендом.

Немного истории

Украинская православная церковь возникла в 1990 году на базе Украинского Экзархата. Фактически, Киев и Москва нашли компромисс, позволивший сохранить украинские православные приходы в орбите РПЦ, несмотря на центробежные процессы внутри епархии. На историческом Архииерейском соборе, который проходил в Москве с 25 по 27 октября 1990 года было принято определение, которым Украинскому Экзархату была дарована самоуправляемость и права широкой автономии. Однако. это определение так и не было утверждено Поместным собором РПЦ, что создавало постоянную уязвимость статуса Украинской церкви. Несмотря на это, последующие почти 20 лет стали годами укрепления самостоятельности и годами постепенного отпочкования УПЦ от метрополии.

К январю 2009 года, когда Поместный собор РПЦ выбирал нового Патриарха после кончины Алексия Второго, церковные отношения Киева и Москвы находились в достаточно сложной для россиян конфигурации. В то время как РПЦ не имела своих официальных назначенцев в высших органах Киевской митрополии, а Митрополита Киевского и всея Украины избирало исключительно украинское духовенство, с условием последующего утверждения Патриархом, сами украинские иерархи были интергрированы во все высшие органы РПЦ, например в Священный синод, они принимали участие в Архиерейских и Поместных соборах.

Украинские священослужители принимали важнейшее участие в делах Православной церкви и в советское время. Фактически покойный Алексий Второй был избран Патриархом в 1990 году и для того, чтобы не допустить усиления "украинского крыла" РПЦ. Напомним, что после кончины Патриарха Пимена местоблюстителем патриаршего престола стал тогдашний глава Украинского Экзархата, а ныне глава (раскольнической - по мнению РПЦ) УПЦ Киевского патриархата Филарет. Он серьезно претендовал на роль Патриарха РПЦ. Однако вертикальная структура подчинения создавала баланс сил и интересов внутри Православной иерархии. Как ни кощунственно это звучит, но ситуацию можно сравнить с централизированностью партийного аппарата КПСС, в котором также, при наличии разнообразных группировок (в том числе так называемой днепропетровской украинской группировки), единая вертикаль власти позволяла стабилизировать систему и достигнуть компромисса в заданных Москвой рамках.

Компромисс по-русски

В итоге, к выборам российского Патриарха в январе 2009 года УПЦ под, без преувеличения, мудрым руководством Митрополита Владимира пришла с уникальным набором автономных прав и сильными общеполитическими позициями. Стоит только отметить, что около трети из всех 711 делегатов Поместного собора были представителями украинского духовенства, а значит их голоса имели решающее значение.

Во время выборов Патриарха "украинская партия" продемонстрировала всем уровень своего влияния на РПЦ. Похоже, между УПЦ и Кириллом была достигнута некая неофициальная договоренность. Во-первых, свою кандидатуру на выборы Патриарха не выставил Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, которому была заранее обеспечена почти треть голосов всего собора. Во-вторых, на следующий день после 27 января – даты избрания нового Патриарха, Поместный собор РПЦ одобрил все одобрил деяния Архиерейских соборов в период между Поместными соборами. То есть, этим решением за УПЦ окончательно укреплялся и ее уникальный автономный статус и все дополнительные права, которые она получила за годы независимости Украины. Более того, не секрет, что среди епископов УПЦ МП, особенно в Центральной и Западной Украине, идея единой Поместной украинской Церкви, как минимум, не вызывает отторжения. Хотя, конечно, открытых сторонников церковной независимости Украины немного. Да и неоднозначная фигура Филарета для епископата УПЦ МП является совершенно неприемлемой в качестве партнера в процессе единения украинских православных конфессий. Но при нынешнем положении вещей время работает на единение и автокефалию украинского Православия.

Причем здесь Янукович

После окончательного урегулирования статуса Украинской митрополии у нового российского Патриарха практически не осталось агрументов прямого воздействия на УПЦ. Тогда как украинские священники все еще занимают должности в высших управленческих органах РПЦ. Для того чтобы понять вес Украины в структуре русского православия можно сравнить только несколько цифр. Например, по всей России у РПЦ насчитывается около 30 тысяч приходов и чуть более 30 тысяч представителей духовенства. Тогда как в Украине структура УПЦ МП состоит из более чем 11 тысяч приходов и около 10 тысяч священников. Кроме того, украинское Православие обладает серьезной культовой инфраструктурой, финансовыми и интеллектуальными ресурсами. Стоит ли говорить о том, что в случае единения украинских православных конфессий, украинская Поместная церковь соперничала бы с РПЦ за статус крупнейшей православной Церкви мира.
Именно по этим причина Кирилл вынужден искать непрямые методы воздействия на фактически независимую Украинскую православную церковь. И тут ему может помочь и Янукович и то влияние, которое новый хозяин Банковой имеет на архиереев Юго-Восточной Украины.

Дело в том, как и любая сложная структура УПЦ МП неоднородна. Вот уже несколько лет внутри украинского Православия существует достаточно сильная оппозиция Киеву и Митрополиту Владимиру. Пока что руководителями этой оппозиции принято считать воинствующих славянофилов, промосковских епископов – Донецкого Илариона и Одесского Агафангела. Например, еще до проведения Поместного собора РПЦ эти епископы на совещаниях высказывались о несостоятельности решения об автономии УПЦ в 1990 году . Кроме того, в прошлом году Иларион был включен в состав временных членов Священного Синода РПЦ, хотя традиционно никто из украинских иерархов, кроме самого Митрополита Владимира, не принимал участие в работе высшего органа власти РПЦ. Именно Иларион и Агафангел на этих выборах, вопреки позиции Митрополита Владимира о невмешательстве Церкви в политическую жизнь, открыто поддержали Виктора Януковича.

Крепость их позиций обусловлена, в том числе, и экономическим положением их епархий. Дело в том, что у УПЦ нет своего централизованного бюджета – епархии существуют на собственноручно собранные средства и отсылают в Киев десятину. В Лавре негласно признают, что финансовое положение епархий является сложным и платить отчисления Киеву могут далеко не все. Именно с этой точки зрения восточноукраинские епархии и занимают сейчас твердые позиции внутри УПЦ – финансируемые богатыми промышленниками, близкими в том числе к Партии регионов. Финансовые вливания не в последнюю очередь определяют благосклонное отношение восточно-украинских епископов к бело-голубым.

Интерес Патриарха

Получается, что и Виктор Янукович и Патриарх Кирилл могут оказаться друг для друга выгодными союзниками. По крайней мере, на первый взгляд: через свое влияние на епископат Восточной Украины Янукович может усилить позиции Кирилла в УПЦ. А со временем, кто знает, может и проллобирует на киевскую кафедру и выгодного Кириллу и РПЦ митрополита (того же донецкого Илариона). В то же время, сам Кирилл может стать для Виктора Федоровича московским заступником. А Януковичу очень нужен свой человек в Москве. Личный контакт с российским коллегой у него пока не отлажен, а Путин, как известно, вообще считает лучшим украинским партнером-переговорщиком Юлию Тимошенко...

Не факт, что этот план будет реализован - ведь после инаугурации перед Януковичем встанут вопросы межконфессионального мира и завоевания доверия избирателей-прихожан УПЦ КП или УАПЦ. Если, конечно, Виктор Федорович не захочет остаться президентом десяти регионов. Несмотря на то, что уже успел наговорить Янукович о газе и флоте, никто не гарантирует, что, почувствовав приятную тяжесть президентской булавы в руках, он захочет усиления московского религиозно-идеологического влияния на Украину.

Однако сейчас у Януковича с Кириллом есть много тем для соприкосновения. И пока эти темы не исчерпаны, Патриарх Московский и Всея Руси еще не раз найдет повод благословить новоизбранного президента Украины на дальнейшие свершения.

Сергей Высоцкий, Фокус