Кабмин на растопку. Зачем Януковичу правительство Азарова

В первом правительстве президента Януковича представлены все группы влияния Партии регионов, но оно вряд ли способно на проведение серьезных экономических реформ

Related video

Дмитрий Выдрин, известный своим остроумием политик и политолог, так откликнулся на просьбу Фокуса оценить перспективы нового Кабмина:

– У меня есть любимая карикатура. В СССР продавали водку только до 7 вечера. На карикатуре далеко на горизонте изображен магазин "Водка-пиво". На часах без двух минут семь. По дороге к этому магазину мчится упряжка, на которой стоит с вожжами отчаянный мужик. В упряжи лебедь, рак и щука, но, глядя на мужика, понимаешь, что они успеют доехать к семи. Так вот, Янукович либо станет таким мужиком, который сможет сплести в один канат, в одну стратегию все разнонаправленные клановые интересы, представленные в Кабмине, либо через год это правительство со скандалом уйдет побежденным.

Фокус попытался выяснить, кто объединяет и что разъединяет свеженазначенных членов Кабмина и насколько высоки шансы этого правительства достичь намеченных целей.

Портфельные инвестиции

Когда Дмитрий Выдрин связал перспективы правительства с усилиями именно Виктора Януковича, а не Николая Азарова, он не ошибся, а обозначил важное для понимания ситуации обстоятельство. Несмотря на коалиционную видимость, министерские портфели распределялись не по фракционным квотам под диктовку парламентского большинства, а по прямому распоряжению президента, перед которым стояли две задачи. Во-первых, Януковичу необходимо было поощрить людей, способствовавших его победе на выборах, во-вторых – сбалансировать интересы различных влиятельных групп, представленных в Партии регионов и у ее союзников.

В итоге полулегитимный из-за спорного способа формирования коалиции Кабмин был укомплектован по принципу максимального удовлетворения амбиций разнообразных спонсоров, соратников и союзников Виктора Януковича. Причем введение некоторых новых должностей, например, вице-премьера по взаимодействию с силовиками, можно объяснить только попыткой на скорую руку сформировать систему сдерживания и противовесов для групп влияния в Партии регионов. К примеру, если СБУ досталось Валерию Хорошковскому, человеку, который являлся партнером бизнесмена Дмитрия Фирташа, то на должность вице-премьера по силовикам был назначен близкий к Андрею Клюеву Владимир Сивкович. То же самое произошло и с Минтрансом: поскольку министром сюда был определен Константин Ефименко, человек Литвина, близкий к Василию Хмельницкому, на "Укрзализныцю" планируется назначение Владимира Козака, близкого к Ринату Ахметову.

Хорошо знакомый с украинской ситуацией российский эксперт Станислав Белковский поделился с Фокусом весьма скептической оценкой жизнеспособности такого Кабинета министров.

– Это типично постсоветское правительство, которое формируется по принципу баланса интересов основных финансово-промышленных групп, представленных в его составе, считает г-н Белковский. – Поскольку у этих групп нет и не может быть общих стратегических интересов, у такого Кабмина не может быть единой стратегии, каждый центр силы будет тянуть одеяло на себя. Соответственно ни о каких радикальных реформах, тем более реформах непопулярных, говорить не приходится. Первые месяцы члены Кабмина будут заниматься переделом финансовых потоков и на этой почве очень быстро перегрызутся между собой. Вице-премьер по реформам Тигипко станет честно призывать министров заняться реформами, а не лоббизмом, а потом плюнет на это дело и займется лоббизмом сам. В принципе, такой Кабмин мог бы существовать вечно, если бы не крайне тяжелое состояние экономики, для которой радикальные реформы являются уже не одним из возможных вариантов, а абсолютным императивом. Поэтому правительство Азарова уже через несколько месяцев столкнется с необходимостью что-то менять в своей деятельности или же идти на дно вместе с экономикой.

Коварная вертикаль

Став творцом нынешнего Кабмина, Виктор Янукович, хочется ему или нет, взвалил на себя ответственность как за деятельность, так и за бездеятельность правительства. Перетянув на себя одеяло принятия решений за всю исполнительную власть, президент, вместо того чтобы праздновать тактическую победу, неожиданно оказался в ловушке. С одной стороны, от всенародно избранного гаранта ждут многого. Одним избирателям нужны от него реформы, другим – наоборот, удержание социально-экономических стандартов. А соратники и политические попутчики видят в президенте источник кадровых надежд, и их удовлетворение порой никак не связано с программой удовлетворения массовых общественных ожиданий. Выйти без потерь из этой ситуации практически невозможно.

Перекладывая ответственность за положение в стране на Кабмин и парламент, Янукович мог бы уйти от прямой критики, но это означало бы расписаться в своей президентской слабости. А сильный президент не в состоянии удовлетворить вступающие в противоречия требования различных социальных групп и партийных кланов.

Быстрые и последовательные реформаторские действия при всем их риске давали бы шанс на сохранение высокого курса политических акций президента. Но первое правительство Януковича предельно консервативно, старые кадры, составившие костяк новой команды, настроены исключительно на административное удержание стабильности. По этим причинам представитель оппозиции народный депутат Тарас Стецькив пророчит нынешнему составу Кабмина максимум год.

– Как сказал Азаров, правительство сначала стабилизирует экономику, а затем возьмется за реформы, – говорит депутат. – На деле это означает, что наступит стабилизец и никаких реформ не будет. Просто потому, что у этого Кабмина нет ни людей, которые могут провести реформы, ни общей реформаторской философии. Кроме того, реформы будет тормозить и то, что Азаров – техническая фигура. Это означает, что все решения будут приниматься Януковичем, у которого нет для этого стратегического мышления.

Опора на "тушек"

Кроме проблем, связанных собственно с правительством, на президента Януковича будет давить ситуация в парламенте, где ненадежной опорой исполнительной власти является коалиция большинства, сформированная по принципу индивидуального участия депутатов, по популярному определению – "тушками".

– С этими "тушками" тоже возникнут проблемы, – считает Тарас Стецькив. – Они будут пить из Януковича кровь, шантажировать, угрожать, требовать. Конечно, на первых порах их можно будет припугнуть силовиками, но рано или поздно такая конструкция развалится.
Таким образом, видимая сила нового президента – Кабмин, укомплектованный своими руками под себя, и парламентская коалиция, скроенная по собственным правилам, оборачиваются серьезными проблемами для Виктора Януковича. Причем проблемы эти станут очевидными как раз к следующим выборам – досрочным, если на них решится президент под влиянием Конституционного суда, который может признать нынешнюю коалицию незаконной, или очередным, намеченным на 2012 год.

О том, что нынешнее правительство может протянуть до выборов, Фокусу рассказали независимо друг от друга два источника – в БЮТ и в Партии регионов. И необходимым условием для этого были названы отнюдь не революционные реформы или прорывные решения Кабмина во главе с Николаем Азаровым.

– Спасение будет заключаться в том, что Западу и США надо куда-то сбрасывать свою денежную инфляционную массу. Поэтому при условии хоть какой-нибудь стабильности в ближайшие месяцы мы можем увидеть миллиардные кредиты для Украины, которые поддержат страну, – объяснили Фокусу в БЮТ. Возможно, именно на этом строились планы вчерашнего премьер-министра Юлии Тимошенко.

– Ресурсы для преодоления кризиса есть. Прежде всего это украинская земля, которая сейчас стоит 500 миллиардов. Этот год будет на подъеме, следующий сложнее – придется начинать отдавать долги МВФ. Но Кабмин протянет, – заверяют в Партии регионов.

"Протянет" – хоть и позитивный, но не самый оптимистичный прогноз. Похоже, на следующих парламентских выборах регионалов ждут неприятные сюрпризы, которые сложно будет компенсировать даже обретенным к тому времени монопольным административным ресурсом.

Имя Должность Опыт работы в правительстве Политическое влияние
Николай Азаров Премьер-министр Украины Глава ГНАУ в 1996-2002 гг.(от Лазаренко до Кинаха), первый вице-премьер, министр финансов в двух Кабминах Януковича Виктор Янукович
Андрей Клюев Первый вице-премьер-министр Вице-премьер по вопросам ТЭК в обоих правительствах Януковича Ринат Ахметов, Виктор Янукович
Борис Колесников Вице-премьер-министр Нет Ринат Ахметов
Владимир Семиноженко Вице-премьер-министр Министр по делам науки и технологий, вице-премьер-министр по гуманитарным вопросам при Пустовойтенко и Кинахе Николай Азаров
Сергей Тигипко Вице-премьер по экономическим вопросам Вице-премьер по вопросам экономической политики при Лазаренко, Пустовойтенко, министр экономики в Кабмине Ющенко Самостоятельная фигура
Владимир Сивкович Вице-премьер по силовым вопросам Нет Андрей Клюев
Виктор Тихонов Вице-премьер по вопросам региональной политики Нет Виктор Янукович
Виктор Слаута Вице-премьер по вопросам АПК Министр аграрной политики, вице-премьер в обоих правительствах Януковича Виктор Янукович
Николай Присяжнюк Министр аграрной политики Нет Виктор Янукович
Константин Грищенко Министр иностранных дел Глава МИД в первом Кабмине Януковича Владимир Литвин, Николай Азаров
Михаил Ежель Министр обороны В 1996-2001 гг. заместитель министра обороны Украины - командующий ВМС - ВСУ Виктор Янукович
Виктор Бойко Министр охраны окружающей природной среды Заместитель министра аграрной политики во втором Кабмине Януковича Владимир Литвин, Василий Хмельницкий
Юрий Бойко Министр по вопросам топлива и энергетики Замминистра и министр топлива и энергетики в правительстве Кинаха и обоих Кабминах Януковича Дмитрий Фирташ
Константин Ефименко Министр транспорта и связи Нет Василий Хмельницкий
Дмитрий Колесников Министр промышленной политики Заместитель министра промышленной политики во втором Кабмине Януковича Ринат Ахметов
Михаил Кулиняк Министр культуры и туризма Заместитель министра культуры во втором правительстве Януковича и втором Кабмине Тимошенко Виктор Янукович
Александр Лавринович Министр юстиции Министр юстиции при Кинахе в обоих правительствах Януковича Виктор Янукович
Зиновий Мытник Министр здравоохранения Нет Николай Азаров
Анатолий Могилёв Министр внутренних дел Нет Василий Джарты
Василий Надрага Министр труда и социальной политики Нет Владимир Литвин
Александр Попов Министр ЖКХ Министр ЖКХ во втором Кабмине Януковича Владимир Рыбак
Равиль Сафиуллин Министр семьи, молодёжи и спорта Нет Ринат Ахметов
Дмитрий Табачник Министр образования и науки Руководитель пресс-службы Кабмина при премьере Кучме, глава Администрации президента Кучмы, вице-премьер в обоих правительствах Януковича Леонид Кучма
Анатолий Толстоухов Министр Кабмина Министр Кабинета министров в правительстве Пустовойтенко и двух Кабинетах Януковича Виктор Янукович, Николай Азаров
Василий Цушко Министр экономики Глава МВД во втором правительстве Януковича Виктор Янукович, Александр Ткаченко (КПУ)
Фёдор Ярошенко Министр финансов Первый зампред ГНАУ в1997-2002 гг.(от Лазаренко до Кинаха). Замминистра финансов, замглавы и глава ГНАУ в Кабминах Януковича и Тимошенко Николай Азаров
Владимир Яцуба Министр регионального развития и строительства Замглавы администрации Кучмы, первый замминистра Кабмина Пустовойтенко, Ющенко и Кинаха, министр регионального развития во втором правительстве Януковича Виктор Янукович, Леонид Кучма
Юрий Ященко Министр угольной промышленности Замминистра угольной промышленности при Пустовойтенко и во втором правительстве Януковича и Тимошенко Андрей Клюев, Ринат Ахметов
Нестор Шуфрич Министр ЧС Глава МЧС во втором Кабмине Януковича Андрей Клюев, Борис Колесников

Сергей Высоцкий, Фокус