Ожидаются вожди. Почему оппозиция не может преодолеть раскол

Украинская оппозиция может так и не выйти из стадии политического раскола. Если ее лидеры не сделают работу над ошибками, их скоро сменят совершенно новые лица

Related video

В 1996 году Юлия Тимошенко избиралась в парламент по одномандатному Бобринецкому округу Кировоградской области. "Именно тогда впервые и проявилась ее харизма. Она поймала драйв в сельских клубах, там же научилась вести аудиторию. Когда Юля говорила, все поселковые жители смотрели на нее завороженно", – рассказывает о начале политической карьеры Тимошенко один из бывших соратников лидера БЮТ, попросивший не называть его фамилии. Тогда она с огромным отрывом от конкурента победила с результатом в 93%, а в округе ее едва ли не боготворили.

Фокуса

После президентских выборов для Юлии Владимировны, как и для БЮТ, все изменилось. На днях из ее фракции в коалицию ушли еще пять депутатов. Как остановить этот "тушкопад" и реанимировать позиции на политической арене, пока не может сказать ни костяк БЮТ, ни сама Тимошенко.

Неспособность сверху

Надо отдать должное Виктору Януковичу: за несколько месяцев он смог не только перестроить под себя всю вертикаль власти, но и, играя по старому как мир правилу "разделяй и властвуй", рассорил друг с другом потенциально оппозиционные политические силы. Основным занятием для нынешней оппозиции стало не столько противостояние власти, сколько выяснение отношений и споры о том, кто в стране главный оппозиционер. Конечно, изменение закона о регламенте, позволившее сразу нескольким парламентским фракциям официально занимать оппозиционную трибуну, довершили дело. Однако первопричиной такого положения дел являются все-таки личные амбиции оппозиционных вождей.

"Да, я как лидер Европейской партии не пошел под памятник Шевченко объявлять кого-то лидером оппозиции, – говорит депутат от НУНС Николай Катеринчук. – Вся эта борьба напоминает мне сражение за табуретки перед политической виселицей. Все должны понять, что не будет любимой оппозиции, никто не станет младшим партнером, поскольку нынешней власти это не нужно, она выстраивает четкую политическую и экономическую вертикаль. Ни у одной из сил без объединения нет шансов влиять на власть".

Это, похоже, понимают и в БЮТ. По крайней мере, бютовец Сергей Мищенко говорит о том, что главное в случае объединения оппозиции – не начать грызть друг друга перед выборами. "Нам нужно решить, как мы будем идти в следующую Верховную Раду, – объясняет он. – В парламент, скорее всего, пройдут со своими силами Тягнибок (пока считается союзником Тимошенко. – Фокус), Яценюк и другие. Ни тот, ни другой не присоединятся к Блоку Тимошенко. Если мы все пойдем отдельно, то следует избегать взаимной критики и сразу заявить об объединении в коалицию после прохождения в парламент".

Однако понимает ли это сама Тимошенко, остается под вопросом. В конце апреля корреспондент Фокуса стал невольным свидетелем телефонного разговора лидера БЮТ с депутатом от НУНС Анатолием Гриценко. После акции протеста 24 апреля Тимошенко обзванивала сторонников и откровенно спрашивала у них о недочетах. Тогда все были уверены, что оппозиция объединит и партию Кириленко, и Гриценко, и даже Яценюка, которому будет "неудобно" оставаться в стороне. Но уже после праздников в свежесформированный Комитет защиты Украины никто из них не вошел, а Гриценко сказал, что проект формируется "под одного человека".

Усталость снизу

Непреодолимые амбиции оппозиционеров – не единственное препятствие на пути политического успеха БЮТ и компании. Пока оппозиция не может предложить людям ничего нового кроме акций гражданского неповиновения. "На местах будут созданы комитеты национального спасения, которые начнут собирать людей. Любая революция делается низами. Но мы поймем настроения граждан только через год, не раньше. Поэтому, если увидим, что люди готовы, мы им поможем собрать силы против власти", – рассказывает Сергей Мищенко. Еще один лидер оппозиции, глава праворадикальной партии "Свобода" Олег Тягнибок вообще заявил о том, что страна находится в предреволюционном состоянии.

Однако весь этот революционно-военный антураж скорее вредит оппозиции, чем помогает. "Люди просто устали от революций, – отмечает директор Киевского института проблем управления им. Горшенина Константин Бондаренко. – А Тимошенко, к сожалению, перестала чувствовать меру. Она пропустила момент, когда электорат устал, захотел передышки. Лозунги революции натолкнулись на стену усталости".

Впрочем, для полной объективности стоит, конечно, отметить, что огромные усилия для раскола оппозиции прилагает ее главный оппонент – Виктор Янукович. Одной рукой он уничтожает ее, а другой – поддерживает на плаву. Если подписание харьковских договоренностей добавило оппозиции вдохновения, то возможное привлечение Юлии Тимошенко к уголовной ответственности сможет придать борьбе еще более осмысленный характер. Как известно, на прошлой неделе генпрокурор Александр Медведько отменил постановление о прекращении уголовного дела в отношении Тимошенко. Речь идет о деле 2004 года, когда лидеру БЮТ инкриминировали дачу взятки. Предсказать последствия этого шага нетрудно: вместо осуждения Тимошенко все будут говорить о том, что никаких более свежих обвинений у власти для нее не нашлось.

Пять лет на обновление

Ситуация политического вакуума и постепенная маргинализация теперешней оппозиции может стать благодатной почвой для формирования в стране новых политических сил. "Настоящая третья сила может появиться в регионах, – считает г-н Бондаренко. – Серьезную заявку сделают представители областных контрэлит, это будут люди, претендующие на посты в регио­нальных органах власти. Как только они осознают необходимость создания системы коллективной безопасности, построенной не из центра, а горизонтально, в Украине появится новая мощная политическая сила. Правда, случится это, скорее всего, не раньше чем через пять лет".

Такого же мнения придерживается и Катеринчук. При этом он отмечает: "Вряд ли в течение ближайших двух лет появится сильная третья сила, потому что любая независимая оппозиция, которая не сотрудничает с властью, имеет скудное финансирование и относится к политической деятельности как к возможности дополнительного заработка. Оппозиция сейчас будет такой, какой ей позволит быть власть, а у власти есть все рычаги влияния – пускать или не пускать оппозицию на телевидение, заводить или не заводить уголовные дела. В нынешних условиях власть будет корректировать все ее действия".

Сергей Высоцкий, Наталья Бублий, Фокус