Считать украденным. Кто и зачем затеял аудит Тимошенко

Нарушения при госзакупках и вольное обращение с бюджетными средст­вами – болезнь, которой одинаково болеют все украинские правительства, а обвинения в краже, не имеющие последствий, – одна из самых стойких политических традиций

Related video

Весть о том, что президент Виктор Янукович и премьер Николай Азаров заказали трем зарубежным фирмам – Trout Cacheris PLLC, Akin Gump Strauss Hauer&Feld LLP и Kroll Inc провести аудит финансовой отчетности правительства Тимошенко, стала достоянием не только украинских СМИ, но и прокатилась по всей Европе. Получился весьма удачный и эффектный ход. Еще вчера ты премьер-министр и направляешь миллиарды гривен из государственного бюджета на разные нужды страны, а сегодня ты без пяти минут преступник, который, оказывается, хотел "растрынькать" те самые казенные миллиарды.

Аудиты в Украине проводились и раньше. Только не такие громкие, а плановые – родным, неамериканским Контрольно-ревизионным управлением и Счетной палатой. Они не больше и не меньше заангажированы, чем нанятые западные аудиторы, ведь все проверяющие работают сугубо по госзаказу. А любопытных фактов достаточно и в официальных отчетах, открыто лежащих на правительственных сайтах.

Заняв премьерский пост, Тимошенко на одном из заседаний обвинила правительство Виктора Януковича в нанесении убытков государству в размере 10,2 млрд. грн., в том числе на "Укрзализныце", в "Нафтогазе" и "Энергоатоме". Но на дворе не 2008 год – раскол в верхушке если и есть, то на уровне борьбы внутренних кланов, а в отношении внешнего врага Партия регионов едина. И, возможно, постарается довести дела о растрате до суда. "Данные о злоупотреблениях правительства передадут в прокуратуру, – безапелляционно заявил Фокусу народный депутат от ПР Василий Грицак. – Насколько мне известно, до конца года будут возбуждены уголовные дела против лиц, чьи подписи стоят под теми или иными документами Кабмина. А в начале 2011‑го страна увидит героев в лицо, и они пополнят ряды находящихся в местах не столь отдаленных".

Известный украинский адвокат, специалист по уголовному праву Петр Бойко говорит, что не знает ни одного случая, когда были бы привлечены к ответственности все, кто принимал участие в коллективном решении. Коллегиальные органы – это как раз и есть специальная технология ухода от уголовной ответственности. "Как определить умысел человека, если решение принималось коллегиально? А если он был против, как это доказать? От возбуждения уголовного дела до получения обвинительного приговора в суде – очень большой путь", – утверждает адвокат.

Тем не менее, согласно закону, для возбуждения уголовного дела не нужны специальные основания – достаточно, к примеру, публикаций в прессе или любых других источников, которые заинтересуют правоохранительные органы. Лишь бы основания были достаточно вескими. "Поэтому если кто‑нибудь проводит аудит до возбуждения уголовного дела – это однозначно вещь исключительно политическая и не вписывается в существующую правовую практику", – подчеркивает Петр Бойко.

А первый заместитель главы бюджетного комитета Верховной Рады Владислав Лукьянов полагает, что проведение любых аудиторских исследований действий власти, как прошлой, так и нынешней, – полезное мероприятие, которое заставит любое правительство задумываться о законности своих действий. "Данные аудита, – подчеркивает он, – это экспертная оценка, сигнал всему обществу о том, что идет не поиск обвинений, а расследование в соответствии с фактами".

Пошли в дело

Бывший министр экономики Богдан Данилишин может стать первым высокопоставленным подсудимым по делу о финансовых злоупотреблениях. 19 октября беглого чиновника из Кабмина Юлии Тимошенко, до этого скрывавшегося несколько месяцев, задержали сотрудники Интерпола в Чехии.

В августе на Данилишина заведено уголовное дело о нанесении ущерба государству на 4,5 млн. грн. По версии Генпрокуратуры, министр вместе с руководством аэропорта Борисполь провел закупки с нарушением правил проведения тендера, рассмотрев кандидатуру только одного участника.

А вот самое громкое дело против министра из команды Виктора Януковича заглохло. Речь идет об обвинениях в адрес социалиста Николая Рудьковского, экс-министра транспорта и связи. Три года назад министра обвинили в том, что он за казенный счет летал в Париж, да еще и возил туда одну из "Мисс Украина" Александру Николаенко. СБУ завело уголовное дело, и Рудьковскому даже пришлось немного посидеть в СИЗО, а до недавнего времени жить с подпиской о невыезде. Но в июне этого года Печерский суд Киева закрыл дело экс-министра.

В чем обвинили Кабмин Тимошенко

1. МЧС купило 27 микроавтобусов Renault Master по ценам, почти втрое превышающим стоимость их закупки поставщиком. А Минздрав приобрел тысячу Opel Combo в долг, который бюджет будет возвращать в течение 10 лет.

2. Госкомрезерв закупал сахар у фирм-поставщиков, сотрудники которых – бывшие служащие самого комитета. Среди договоров обнаружены фиктивные.

3. Нецелевым образом использованы средства, вырученные от продажи квот на выбросы парниковых газов по Киотскому протоколу: 2,3 млрд. грн. пошли не на сокращение выбросов, а на покрытие дефицита пенсионного фонда Украины и частичное погашение долгов по зарплате ряда крупных предприятий.

4. Минздрав закупал вакцины и медицинское оборудование по завышенным ценам, несмотря на ограничение в 10% наценки от цены производителя.

5. 6,4 млн. из Стабилизационного фонда потрачены на программу регистрации прав собственности на земельные участки, хотя нужные разрешения Верховной Рады и профильных комитетов не были получены.

В чем подозревали чиновников Януковича

1. "Нафтогаз" предоставлял услуги хранения, отбора и транспортировки газа "РосУкрЭнерго" на общую сумму 638 млн. грн., но счета за эти работы РУЭ не выставлял.

2. 22% из бюджета на образование были потрачены незаконно. В основном эти суммы связаны с продажей или незаконной сдачей в аренду недвижимости, принадлежащей вузам, – корпусов, общежитий. Общая сумма ущерба превысила 613 млн. грн.

3. Предприятия углепрома закупили на бюджетные деньги лишнее или непригодное к использованию оборудование на 11,3 млн. грн.

4. Региональные отделения Укравтодора не имели статуса бюджетных организаций, но при этом приобретали автомобили и другую технику на государственные деньги. Например, Житомирское отделение купило за год несколько дорогих автомобилей, в том числе Audi А6 quattro, который тут же сдало в аренду за символическую плату.

5. МЧС подозревали в получении завуалированных взяток. Так, 70% всего бюджета севастопольского управления министерства составляли "благотворительные перечисления" от различных компаний.

Наталья Бублий, Фокус