Лишние души. Донецкие кланы выиграли на старте админреформы

Массовые сокращения министерств и ведомств не за горами. Фокус выяснял, кто выиграет и кто проиграет в результате административной реформы

Related video

Старт административной реформе президент дал на прошлой неделе в ночь с четверга на пятницу. Буквально за несколько минут до полуночи сайт президента в темпе пулеметной очереди начал выдавать указ за указом. Поочередно были уволены почти все члены Кабинета министров. И многие из них не вернулись на свои места.

Убрать с дороги

Скорое начало кадровых перестановок в исполнительной власти активно обсуждалось последние несколько недель. Все говорили о том, что админреформа начнется вот-вот, может быть, до конца года. Но никто и представить себе не мог, что чистка Кабинета министров будет столь стремительной и радикальной. Еще за неделю до опубликования указов главы государства Николай Азаров в эфире одного из политических ток-шоу говорил о том, что президент станет советоваться по поводу реформы с премьер-министром и что вопрос этот еще не решен окончательно. А уже через неделю со своих кресел слетели 8 министров, а многие министерства были укрупнены.

"Нынешняя административная реформа – это попытка сделать государственную систему более эффективной, управляемой, понятной и доступной для большинства людей. Идея этой реформы не может не вызывать поддержки", – рассказывал в разговоре с Фокусом нардеп от Компартии Александр Голуб, добавляя при этом, что "президент взял слишком резкий старт и не всегда при таком старте можно добежать до финиша".

По крайней мере, двум представителям крупнейших групп влияния в ПР изменения, несомненно, на руку. Речь идет о первом вице-премьере, а теперь еще и министре экономики и торговли Андрее Клюеве и вице-премьер-министре, министре инфраструктуры и давнем соратнике Рината Ахметова Борисе Колесникове. Именно они путем совмещения должностей и полномочий получают доступ к поистине колоссальным финансовым потокам. В объединенном ведомстве Клюева будет аккумулирован контроль над госзакупками, госрезервом и рядом ведущих госагентств. Колесников вместо ставленника Литвина Константина Ефименко будет контролировать всю транспортную отрасль с ее железными дорогами, портами и тарифами на грузоперевозки, ведь Минтранс вольется в новое Министерство инфраструктуры. А контроль над всей энергетикой сосредоточит в своих руках друг Дмитрия Фирташа и Сергея Левочкина Юрий Бойко – теперь он будет руководить объединенным Министерством энергетики и угольной промышленности.

Конечно, пасьянс может сложиться и несколько иначе – из состава министерств продолжают выводить некоторые комиссии и службы, которые могут получить автономный статус и за контроль над которыми можно будет еще побороться. Но пока произошедшие в Кабмине изменения выглядят как устранение с экономического поля конкурентов-коалициантов и окончательный раздел сфер влияния между партийными группами.

Кто кого

Пока чиновники высшего звена раздумывают, как изменятся их полномочия и чем будут заниматься те или иные министерства в новой системе распределения сил, многотысячная армия мелких и средних чиновников замерла в ожидании. Главный вопрос, который их интересует, – кто останется, а кого уволят.

Вслед за сокращением числа министерств и объединением ряда органов исполнительной власти, 300-тысячный чиновничий аппарат должен уменьшиться, по разным оценкам, на 30–50%. Значит, потерять работу могут до 150 тысяч человек. "Некоторые органы полностью ликвидируют, то есть будет стопроцентное сокращение, а будут органы, которые расширятся", – заявил министр юстиции Александр Лавринович.

В самих министерствах пока ничего не знают. Опрошенные Фокусом чиновники в один голос говорят, что ничего определенного им еще не сообщали. "Нам начальство сказало, что через два-три месяца начнется реорганизация и что около 20–30% сотрудников уволят. Но кто это будет, непонятно", – рассказал Фокусу начальник одного из департаментов Министерства культуры.

По словам президента Виктора Януковича, увольнять начнут со следующего года, а с 2012-го бюджет начнет получать отдачу от этих сокращений. В первую очередь за счет уменьшения дефицита Пенсионного фонда. Единственный способ достигнуть этой цели, уверены опрошенные Фокусом эксперты, – начать сокращать сотрудников, отработавших более 10 лет, но еще не достигших пенсионного возраста. Тогда они не смогут претендовать на госпенсию, составляющую более 80% от зарплаты, включая все премии и надбавки. Однако это касается только тех госслужащих, чей непрерывный стаж не достиг 20 лет. Если же чиновник отслужил этот срок, он может доработать до пенсии где угодно и все равно получать потом "спецпаек".

Впрочем, даже сэкономив на Пенсионном фонде, бюджет потеряет за счет Фонда соцстрахования на случай безработицы. Все сокращенные сотрудники имеют право стать на учет в этот фонд и на протяжении года получать пособие. Рассчитывать на скорое трудоустройство им не приходится.

Наталья Гузенко, Владимир Денисенко, Сергей Высоцкий, Фокус