День беды. Режиссеры спектакля во Львове не рассчитали сил

9 мая отпраздновали массовыми драками и топтанием флагов. Украинские политики снова доказали, что если кто и может объединить страну, то точно не они

Related video

Кадр: человек в черном костюме и солнцезащитных очках быстро поворачивается. Не "стремительно" – для такого эпитета он слишком грузен, высок, крепок. Просто быстро. Другой кадр: рука человека выскакивает из-за пазухи. В руке – пистолет. Вороненый кусок металла направлен вправо от камеры. Еще кадр: человек стреляет, разворачивается, спокойно уходит.

Этот эпизод, на котором запечатлен выстрел из пневматического пистолета по активисту ВО "Свобода", облетевший все телеканалы страны, – наверное, самая запоминающаяся, но далеко не единственная иллюстрация львовских происшествий в День Победы. Были и массовые драки. И дымовые шашки. 9 мая в городе Льва длилось долго.

Началось все примерно к обеду – сперва появилась новость о том, что по Львову прошла колонна, несущая красные флаги. Потом – что активисты ВО "Свобода" организовали рейд, целью которого стала проверка наличия в городе красных флагов. Официально свободовцы решили проконтролировать, не нарушает ли кто предписания суда о запрете публичных выступлений 9 мая. Дальше новости посыпались одна за другой. Хронология событий по тональности была похожа на боевую хронику: "Во Львове член ВО "Свобода" получил огнестрельное ранение", "У генконсула России во Львове отобрали и растоптали венок", "Националисты забросали камнями "Беркут".

Праздник оказался со слезами на глазах и оставил после себя много вопросов.

Распасовка

"Технично Банковая развела всех с флагами. Неплохой у Шувалова (Игорь Шувалов – внештатный советник главы Администрации президента Сергея Левочкина. – Фокус) распас получился", – сказал за чашкой кофе корреспонденту Фокуса не чуждый кулуарным политическим процессам политтехнолог. Дело было 6 мая. Владимир Литвин как раз подписал принятый 21 апреля закон о поднятии 9 мая советского знамени победы наряду с государственным флагом Украины. Эта тема не на шутку терзала общественные умы. "Что Янукович будет делать?" – поинтересовался корреспондент Фокуса у собеседника. "Ничего. Какие-нибудь технические заминки выйдут". Уже к вечеру 6 мая стало известно, что закон с подачи главы Администрации президента Сергея Левочкина был на 7 дней отправлен на экспертизу в Каб­мин. "Это, в общем, незамысловатая технология – дело не только в том, что электорат надо отвлекать от проблем. Необходимо направлять его энергию в нужное русло", – утверждал политтехнолог. Действительно, энергии в День Победы было выплеснуто через край.

Информация о том, что 9 мая во Львов собираются приехать российские националистические организации, появилась в сети еще две недели назад. Одесская партия "Родина" и крымское движение "Русское единство" заявили о намерении привезти во Львов около 300 активистов и развернуть в городе 15-метровое знамя победы. "Свобода" ответила призывом "перевоспитать дорогих гостей". "Знамя Победы уже во Львове", – бодро рапортовал сайт "Русского единства" 8 мая.

Очевидно, что о таких намерениях знали и представители спецслужб. И это не предположение – как раз в то же время корреспондент Фокуса обсуждал возможные происшествия 9 мая со знакомым офицером СБУ. Он рассказывал, что визит во Львов помимо названных товарищей намеревалась осуществить и группа странных пророссийских казаков. Уже после заварушки офицер только разводил руками: "Никаких команд нам не давали. Да и оплачивали все это из источников, близких к власти". Тем не менее на вопрос о том, что СБУ могла бы сделать в этой ситуации, есть множество ответов.

Неизвестно, как бы развивались события, если бы офицеры спецслужбы провели перед выездом краснознаменной колонны ряд неофициальных встреч с активистами из пророссийских организаций и "Свободы". По крайней мере, на страницах ЖЖ и форумов сами львовяне говорили о том, что активная фаза конфликта началась после того, как приезжие начали задирать свободовцев. Например, пользователь ЖЖ ru-indeec отметил: "Когда я увидел то, что отчебучили митингующие… Они, как по команде, вдруг стали выкрикивать лозунги, оскорбляющие местных жителей. Причем, заметьте, лозунги не политические, а оскорбляющие людей по национальному признаку. Наиболее запомнилось "Хохлы – параша! Победа эта наша", "Смерть Галичине!". Никто сейчас не скажет, как вели бы себя знаменосцы, если бы все их шествие проходило под присмотром милиции. И как реагировали бы свободовцы, если бы до этого имели беседу с представителями СБУ.

Управляемый конфликт

Все случившееся приводит к однозначному выводу: украинское общество в который раз стало жертвой не до конца продуманной политтехнологической комбинации. Неясность остается только в одном: на что именно рассчитывали на Банковой и на каком этапе события вышли из-под контроля.

"Есть устойчивое ощущение, что это был срежиссированный спектакль, – отмечает политолог Андрей Золотарев. – Из одного кармана оплачивались и заезжие провокаторы, и местные горячие головы. Исследования показывают, что напряженность в обществе растет. И такой сценарий – это попытка переключить внимание людей с реальных проблем на искусственно созданные". Последствия событий, по мнению Андрея Золотарева, примерно такие же, как у "игры обезьяны с гранатой": "Украину надо объединять, а такие события вбивают клин. За спиной президента сыграли втемную. И это прекрасный для него повод поставить на место кукловодов из своего окружения и подумать, не заигрались ли они". Впрочем, политолог Владимир Фесенко уверен, что Банковая просто утратила контроль над ситуацией: "Конфликт был запрограммирован принятием закона о флаге. Видимо, какой-то политтехнологический расчет был – поиграть с темой, мобилизовать своих избирателей, отвлечь внимание от социальных проблем. Но то, что произошло, в итоге сыграло против власти". Показательным в этой логической цепи, является заявление об отставке, написанное губернатором Львовщины Михаилом Цимбалюком. Паника назначенного Банковой губернатора показала, что он вряд ли представлял себе масштаб конфликта.

В сухом остатке можно сделать вывод: скорее всего, Виктора Януковича убедили в том, что розыгрыш красной карты станет неплохим управляемым конфликтом, и когда ситуация в обществе накалится до предела, президент выйдет в роли примирителя, а местные власти прикажут вывешивать либо не вывешивать красные знамена в зависимости от политических взглядов большинства жителей региона. Однако окружение президента недооценило масштаб напряженности в обществе и колонизаторские аппетиты некоторых представителей двух враждующих лагерей.

Сергей Высоцкий, Фокус