По линии Интерпола. Интервью главы украинского бюро организации

Глава украинского бюро Международной организации уголовной полиции Интерпол Василий Неволя рассказал Фокусу, почему российский авторитет Тайванчик может приезжать в Киев, почему оперативники больше не ищут Боделана, и где затерялись следы зятя мэра Киева

Related video

Об украинском бюро Интерпола в последнее время говорят в связи с бегством бывших чиновников за рубеж и присутствием российских криминальных авторитетов на наших футбольных матчах. Впрочем, генерал-майор Василий Неволя уверен в том, что все действия украинского бюро законны и правильны.

– Недавно в Украину начал ездить россиянин Алимжан Тохтахунов, известный в определенных кругах под кличкой Тайванчик, которого США объявили в розыск. Как это понимать?

– Действительно Тохтахунов находится в международном розыске по инициативе США. Американцы выставили на него так называемую "красную карточку", что означает международный розыск с целью ареста и экстрадиции. Но в документах Интерпола на Тохтахунова написано, что его экстрадиция будет запрашиваться исключительно из тех стран, с которыми США заключили договор о выдаче. К сожалению, между Украиной и Соединенными Штатами не существует такого соглашения, поэтому задерживать Тохтахунова у нас не было никаких оснований. Киев еще в 1999 году отправил в Вашингтон свой проект соглашения об экстрадиции, но договор до сих пор не подписан.

– Выходит, любой человек, объявленный в розыск США, может спокойно приезжать к нам?

– Каждый случай индивидуальный. Тохтахунов легально въехал в Украину и у нас закон не нарушал. Были случаи, когда американцы, которых США искали по линии Интерпола, нарушали у нас правила въезда и пребывания, тогда они выдворялись на родину. Это не экстрадиция, а депортация. К примеру, в январе этого года выслали в США их гражданина Вениамина Гоникмана, который обвинялся в торговле людьми и других преступлениях (Гоникман поставлял в стрип-клубы Детройта танцовщиц из стран бывшего соцлагеря. – Фокус). К нему были вопросы по поводу законности въезда в Украину, поэтому применили депортацию.

– Звучат мнения, что за невыдачу в США Тайванчика нас могут исключить из Интерпола?

– Не могут, потому что с Тохтахуновым мы действовали законно и продемонстрировали, что Украина придерживается правил международного полицейского сотрудничества. Никаких протестов со стороны США и Генсекретариата Интерпола не было.

– Тайванчик сам спровоцировал интерес к своей персоне, когда в одном из интервью заявил, что начал ездить в Украину, когда к власти пришел Янукович.

– Он приезжал к нам и раньше, а его комментарии пусть останутся на его совести.

– Как обстоят дела с розыском зятя Черновецкого Вячеслава Супруненко? Говорят, недавно его видели в Монако?

– Он в розыске. То, что периодически пишут в прессе, будто мы его не ищем, поскольку на публичном сайте Интерпола нет данных о нем, просто неграмотные заявления. Есть еще и непубличная база данных, в которой хранится информация о разыскиваемых фигурантах уголовных дел. В этой закрытой базе имеется полная информация о Супруненко. По Монако мы информацию отрабатывали – нам европейские коллеги подтвердили, что он там действительно был в марте. Сейчас Супруненко оттуда выехал, мы продолжаем поиски по каналам Интерпола, но сказать конкретно, где он скрывается, пока нет возможности.

– Что вы знаете о задержании в Трускавце Василия Владыковского по кличке Вася Брянский, которого россияне подозревают в убийстве журналиста Владислава Листьева?

– Такое задержание действительно было во Львовской области 24 марта. При себе у этого россиянина нашли несколько паспортов на разные фамилии с его фотографиями и крупную сумму денег. Сейчас он во Львовском СИЗО и РФ пока не выдан. Что касается его причастности к убийству Листьева, то эта информация проверяется компетентными органами России. (По официальным данным, Владыковский – активный член тамбовской преступной группировки. Официально объявлен в розыск Интерпола Россией 1 июня 2010 г. – Фокус.)

– А что с розыском фигурантов дел прошлых лет? К примеру, Татьяны Стельмах – гражданской жены Пукача, Олега Шестака – организатора жилищной аферы "Элита-центр" в Киеве?

– Стельмах в розыске за недонесение о преступлении. Мы находили ее следы, однако пока нельзя говорить, в какой она стране. Ищем и Шестака, но результата нет. У нас есть примеры, когда человек был в бегах за рубежом 5 лет и более, успел даже получить гражданство другой страны и все-таки был задержан и экстрадирован в Украину.

– Кто из тех, кого преследовала оранжевая власть, все еще находятся в розыске? Например, Сацюк, Бакай, Боделан уже могут спать спокойно?

– Никого из них Интерпол уже не ищет. И не потому, что сменилась власть, мы вообще не разделяем разыскиваемых по периодам, должностям и влиянию в обществе. Поступило распоряжение от инициаторов розыска – снять, мы его выполнили.

– Интерпол уже интересуется экс-руководителем Госкомрезерва Михаилом Поживановым и бывшей главой Госказначейства Татьяной Слюз?

– Нет, поручения об их розыске нам не поступали.

– Экс-министру экономики Богдану Данилишину Чехия предоставила политическое убежище, но Украина не отменила его международный розыск. Почему?

– Предоставление политического убежища – суверенное право любой страны. Чехия решила поступить таким образом, другое государство может с этим не согласиться.

– Если Данилишин поедет в другую европейскую страну, его задержат?

– Не исключено. Когда Данилишина объявляли в розыск, обвинения оценивали еще и в Генсекретариате Интерпола и приняли наши аргументы, выставив на него "красную карточку".

– Кого из подозреваемых в громких преступлениях недавно экстрадировали в Украину?

– 18 марта Россия выдала нам Мераба Суслова, который разыскивался за организацию убийства бизнесмена Шабаба Алояна, владевшего в Киеве торговым центром "4 room" (убийство Алояна и двух его охранников произошло в Киеве 2 октября 2009 г. – Фокус). Заказчика везли из-за Урала. Суслов пытался избежать экстрадиции в связи с тем, что он гражданин России, однако власти РФ выяснили, что гражданство он получил обманным путем, и лишили его российского паспорта. Еще одна экстрадиция по громкому преступлению была в прошлом году. Испания выдала нам Олега Еремеева – члена организованной преступной группировки Андрея Лаптева, хозяйничавшей в 90-х в Крыму. С 1998 года он разыскивался по подозрению в убийстве зам­председателя Совмина Крыма Александра Сафонцева. Был задержан в испанском портовом городе Лас-Пальмас.

– Как обстоят дела с контролем въезжающих на границе? Можно сразу определить по линии Интерпола, в розыске ли приезжий?

– Пока на пограничных переходах у нас нет оборудования, которое позволяло бы проверить каждого въезжающего по банку данных Интерпола. Наши пограничники пользуются собственной системой "Гарт", однако ее нельзя сравнить с банком данных международной полиции. Ведь в базе Интерпола хранится информация о более 26 млн. украденных паспортов и других документов, которые дают право на пересечение госграницы, о 6 млн. единиц угнанного автотранспорта, о 12 тысячах человек, объявленных в международный розыск, и многом другом. Сейчас уже есть взаимопонимание Кабмина, и, надеюсь, к Евро-2012 у нас появятся системы быстрого доступа к массиву информации Интерпола не только на всех пограничных пунктах, но и на таможне, и в других правоохранительных структурах.

Андрей Ткач, Фокус