Политика на двоих

В украинской власти – культ лидеров, но всякому лидеру, окруженному врагами, нужен хотя бы один верный напарник. Поэтому неудивительно, что каждый №1 старается побыстрее обзавестись преданным №2

Related video

"Вы должны слушать то, что говорит Балога. Балога – это я" – этим заявлением в конце марта Виктор Ющенко порядком обескуражил нунсовцев. Многие из них давно уже ревнуют президента – с некоторых пор на главу СП ему опираться сподручнее, чем на свою многотысячную партию. А тут еще секретарь СНБО Раиса Богатырева во время своего поздравительного спича на приеме в честь Дня журналистики оговорилась: имея в виду президента, неожиданно назвала его Виктором Ивановичем. Присутствующий при этой "оговорке по Фрейду" глава СП Виктор Иванович Балога заулыбался. Шутки шутками, но Президенту давно не хватало верной правой руки. И когда полтора года назад она появилась, его дела пошли на лад: он дал отпор Партии регионов, назначил перевыборы, перешел к более резкой риторике и вообще стал примерять на себя, по выражению одного из работников Секретариата, образ "украинского Путина".


Найти друг друга

Как ни странно, но политические тандемы сродни супружеским. А специалисты по семейной психологии утверждают, что лучше всего уживаются пары, дополняющие друг друга.

Психоаналитик, член европейской профессиональной психотерапевтической лиги Наталья Кухтина не видит ничего плохого в том, что политики ищут пару.

– Тут ведь парность психологическая. Если человек является аккумулятором идей, то для их реализации всегда будет нужен исполнитель, – считает она. – При этом экстраверт (открытый человек. – Фокус) всегда будет стремиться иметь в паре интроверта (закрытую, замкнутую личность. – Фокус), для того чтобы создать психологический баланс. А лидером может быть любой из них.

Но если в первый год совместной работы тандем Балоги и Ющенко хвалили, то теперь за то же самое ругают, причем даже недавние соратники.

– К президенту имеет доступ только Балога. В этом проблема. Сегодня хвост виляет собакой, – негодовал в интервью Фокусу глава МВД Юрий Луценко.

– Вообще тандемы в украинской политике – это печально. Людей должны объединять идея и убеждения, а такая платформа требует постоянной дискуссии и противостояния, – рассуждает другой нунсовец Анатолий Матвиенко.

Он считает, что союз двоих Викторов сейчас выгоден только им двоим – иных в свой круг они уже не пускают.

Однако, по мнению психолога, связку Ющенко – Балога нельзя назвать полит­дуэтом на долгие годы. "Это сотрудники, которые решают общие задачи, – говорит Наталья Кухтина. – Ющенко интроверт, аккумулятор идей и достаточно мощная и цельная личность. Он хорошо понимает, чего хочет и что он делает. То же самое можно сказать и о Викторе Балоге". А два похожих типа вряд ли смогут работать бок о бок длительное время.

Многие эксперты сравнивают этот тандем с другой парой – Кучмой и Медведчуком. Но автор книги о Леониде Кучме политолог Кость Бондаренко считает, что проводить между ними какие-то параллели нельзя. "Я не помню, вывел ли Гоголь в "Мертвых душах" образ управляющего при Манилове (этот персонаж, как известно, фонтанировал идеями, но ни одну из них не смог реализовать. – Фокус), но как раз Виктор Балога был бы идеальным экономом у этого персонажа. В отличие от Ющенко, Кучма активно управлял государством, а Медведчук только помогал ему", – считает политолог.

Политические мужи
"Я отдаю киевлянам самое дорогое – Александра Турчинова!" – говорила Юлия Тимошенко, объявляя о выдвижении своего зама в кандидаты на пост мэра Киева, и она не кривила душой. По мнению и политологов, и психоаналитиков, это классический и очень прочный политический тандем. Кость Бондаренко убежден, что секрет долголетия пары ТимошенкоТурчинов заключается в том, что последний не претендует на власть.

"Тимошенко – яркая личность, человек действия, а Турчинов – несомненно, аккумулятор идей", – добавляет Кухтина. А давний соратник обоих лидеров БЮТ депутат Евгений Шаго считает: успех этой пары в том, что у них есть взаимопонимание. "Они умеют прислушиваться друг к другу и принимать согласованные решения".

В украинской политике есть еще один политсоюз между мужчиной и женщиной – прогрессивными социалистами Наталией Витренко и Александром Марченко. По длительности он может посоревноваться с тандемом Тимошенко – Турчинов. Причем большая часть этих совместных лет приходится на трудное внепарламентское житье. "Существует определенная сложность: переживает его жена, так как мы работаем все время вместе", – то ли шутя, то ли всерьез сказала в одном из интервью сама Витренко.

Совмещенные несовместимости
Союз между Виктором Януковичем и Ринатом Ахметовым, по мнению Натальи Кухтиной, тандемом трудно назвать. У них абсолютно разная психологическая мотивация и потребности.

– Ахметов – так называемый церебратоник – человек, у которого ведущую функцию выполняет голова. Янукович же – классический мускулотоник, у которого действие на первом месте. Ахметов – уникальный обучаемый человек. Можно пригласить массу технологов, но кто-то переработает идеи, как Ахметов, а кто-то использует их формально, как Янукович, – дает психологический портрет Наталья Кухтина.

"Их нельзя назвать удачным дуэтом, – согласен с ней Кость Бондаренко. – Первый – политический менеджер проекта, а второй – экономический". В политтусовке уже не раз возникали слухи о расставании двух региональных лидеров – якобы экономические и политические интересы то и дело разводят их в разные стороны.

В самой партии думают, разумеется, иначе. Депутат Анна Герман считает, что они дополняют друг друга и их сильно объединяет малая родина – Донецк:

– Дончане – патриоты. Кроме того, они пережили и плохие, и хорошие времена. Пережили 2005-й оппозиционный год, который их очень сильно закалил.

А вот союз Александра Мороза и Иосифа Винского однажды очередной закалки не выдержал.

– У них было очень продуктивное разделение труда, – вспоминает экс-нардеп социалист Евгений Филиндаш. – Мороз занимался общегосударственными делами, был лидером, лицом партии, претендовал на высокие государственные должности и часто занимал их. Естественно, он не мог достаточно времени уделять партийным делам. Ими занимался Винский. Учитывая довольно высокие результаты, которые партия показывала на выборах, можно утверждать, что дуэт себя оправдал. Когда голосовали за партию, то голосовали за Мороза, а все внутренние сложности более-менее успешно разруливал Винский.

А причин разрыва было несколько. Первая, озвученная самим Винским, – несогласие с решением Мороза войти в состав антикризисной коалиции. Но, по мнению Филиндаша, Винский просто проиграл Ярославу Мендусю и Николаю Рудьковскому борьбу за влияние на Мороза и партийные процессы и, естественно, обиделся на лидера за то, что тот решил коалиционные дела без него.

После разрыва полноценно заменить серого кардинала так никто и не смог. Василий Цушко очень быстро ушел руководить МВД, а затем и вовсе покинул политику. И одним из факторов проигрыша СПУ на досрочных выборах, по мнению Филиндаша, стал крах тандема Мороз – Винский.

Впереди планеты всей
У коммунистов свой тандем – между лидером Петром Симоненко, олицетворяющим партию, и Адамом Мартынюком, который претендует на руководящие должности в парламенте.

По оценке Кухтиной, Симоненко – скрытный человек, аккумулятор идей, в то время как Мартынюк – явный исполнитель.

– Это очень стабильный тандем людей, свято верящих в свои идеи и усвоивших на генетическом уровне принципы субординации, – считает психоаналитик.

Тем не менее не все в КПУ согласны с тем, что эта классическая компартийная система субординации идет на пользу. Депутат-коммунист Леонид Грач полагает, что мода на тандемы – это зло. Партия, по его мнению, это все-таки дело коллективное. А там, где коллектив остается не у дел, начинаются всякие проблемы.

– Для меня наиболее приемлема такая система, при которой всем управляли бы не двое, а целая плеяда звезд, – говорит Грач. – Так, примерно, как было в Компартии ленинского периода, когда рука об руку работали Ленин, Луначарский, Дзержинский, Киров и многие другие. Но уж никак не тот период, когда у руля осталась только пара Сталин – Берия. Мы знаем, чем это закончилось.

Политические пары
15 лет
Петр Симоненко
Адам Мартынюк

с 1993 года -
воссоздания
КПУ
12 лет
Наталия Витренко
Владимир Марченко

с 1996 года -
создания
Прогрессивной
соцпартии
12 лет
Александр Мороз
Иосиф Винский

с 1994 года,
когда Винский
стал нардепом от СПУ,
до 2006,
когда покинул партию
10 лет
Юлия Тимошенко
Александр Турчинов

с 1998 года -
создания
партии
«Батькивщина»
15 лет
Виктор Янукович
Ринат Ахметов

с 2003 года, когда
Янукович возглавил
Пратию регионов
2 года
Леонид Черновецкий
Олесь Довгий
с выборов 2006-го
2 года
Михаил Добкин
Геннадий Кернес

с выборов 2006-го
1,5 года
Виктор Ющенко
Виктор Балога

с момента назначения Балоги главой Секретариата президента осенью 2006-го