От винта. Когда Янукович пересядет на вертолет

Свежепостроенная вертолетная площадка президента на несколько десятков миллионов гривен опустошит казну, но не избавит киевлян от пробок: отказываться от автокортежа Виктор Янукович пока не собирается

Related video

На открытии новой вертолетной площадки "Днепр-1" вице-премьер-министр инфраструктуры Борис Колесников сдавал в эксплуатацию неокрепшим умам дивные воздушные замки. В обозримом будущем машины скорой помощи частично заменят вертолеты с красным крестом на борту, бизнесмены и политики будут добираться на работу в парламент по воздуху, а туристы смогут попасть из аэропорта Борисполь в центр Киева за считанные минуты и без пробок на вертолетном такси.

Единственное, о чем чиновник умолчал, — когда в вертолет пересядет президент Виктор Янукович, для которого была построена площадка "Днепр-1". Этот вопрос волнует не только тысячи киевских автолюбителей, которые каждый день простаивают в многочасовых пробках, спровоцированных президентским кортежем, но и всех налогоплательщиков страны. Из их карманов в нынешнем году на окрыление первого лица власть запланировала потратить 25 млн грн. Фокус подсчитал, на что именно уйдут эти деньги, и выяснил, что киевлянам не стоит рассчитывать на скорое избавление от автозаторов по пути следования главного регионала.

Сомнительная экономия
Мечта президента сбылась на седьмой день лета: после двух лет строительства в центре Киева, неподалеку от парламента и его Администрации на крыше шестиэтажного торгово-развлекательного центра власть открыла новый вертодром. Как утверждают в компании "Амадеус Ко", формальном собственнике нашумевшего объекта, строительство обошлось в 178 млн гривен частных инвесторов. Налогоплательщикам осталось оплатить всего ничего — взлеты и посадки первого лица. Сколько именно, в компании уточнять отказываются. Впрочем, как удалось выяснить Фокусу, если "Днепр-1" будет использовать расценки вертодрома в Жулянах, то сбор "взлет-посадка" с одной тонны взлетной массы составит $5. Если так, каждое приземление и взлет 6-тонного президентского Agusta AW-139 обойдется в $30. То есть, если Янукович будет использовать свою "вертушку" каждый рабочий день хотя бы раз, — это $7500 в год. Плюс около $50 000 в год на топливо с учетом полета Agusta AW-139 и вертолета сопровождения Мі-8. Но дороже всего обойдется обслуживание воздушного парка. По словам Сергея Никифорова, основателя группы компаний Challenge, которая в том числе занимается вертолетной авиацией, при условии налета 30 часов в месяц обслуживание только одного Agusta может достигнуть $1 млн в год. Для сравнения: в госбюджете на нынешний год на строительство жилья для инвалидов предусмотрено всего 15 млн грн. ($1,9 млн).

В ответ на это чиновники от власти сходу выдают свежие расчеты. "Мы просчитывали, что отказ от перекрытия столичных дорог позволит каждому киевлянину сберечь около 12 000 грн. в год", — неожиданно прогнозирует глава департамента авиации МЧС Евгений Червоненко, который первым предложил Януковичу сменить четыре колеса на вертолетный винт. Во внушительную сумму чиновник включил экономию топлива после исчезновения заторов, денежные потери от срыва деловых встреч и даже потраченные нервы, лечение которых впоследствии тоже недешево обходится киевлянам.

Избегая конкретных цифр, радужные перспективы использования президентом вертолета Фокусу озвучили и прямые подчиненные Януковича. В пресс-службе главы государства объяснили: винтовой транспорт позитивно повлияет на дорожный трафик, изменит негативную реакцию водителей и уменьшит численность правоохранителей по маршруту президентского следования.

Иными словами, удобно будет и на земле, и на небе. Тем более, как рассказывает Червоненко, в облаках передвигаться Янукович сможет не только по руслу Днепра, в пределах которого разрешены полеты над столицей, но и над жилыми массивами. Чтобы обеспечить безопасность президента, за 15 минут до его вылета воздушное пространство будут перекрывать и оперативно определять маршрут следования. При этом опасаться падения многотонной махины прямо себе на головы киевлянам не стоит. Президентская Agusta AW-139 имеет сразу два двигателя: в случае отказа одного из них работу продолжает второй. Невелика и угроза того, что вертолет собьют террористы: благодаря спецрадарам при курсировании даже на высоте 70 м вероятность попадания ракеты ничтожна.

Земной человек
Но, несмотря на все обнадеживающие заявления, менять привычный автомобиль на вертушку президент не спешит. За минувшую с момента открытия "Днепра-1" неделю его вертолет так ни разу и не приземлился на новострой. И, возможно, в ближайшем будущем этого не сделает. "Госуправделами совместно с Управлением госохраны изучают возможность использования президентом инфраструктуры воздушного транспорта. Решение по этому вопросу еще не утверждено", — ответили на запрос Фокуса о предположительной дате начала полетов президента в АП.

Кто же будет пользоваться площадкой, ради которой на исторических склонах Днепра появился новый торгово-развлекательный центр из стекла и металла, в АП не уточнили, добавив только, что новый вертодром даст возможность оперативно предоставлять авиауслуги. Какие именно, детально объяснил Колесников. По его словам, площадкой смогут пользоваться аварийные службы, а все желающие получат возможность заказать чартер и приобрести билеты на вертолет, который будет курсировать по маршруту "Аэропорт Борисполь — "Днепр-1".

Впрочем, в то, что эти планы власть сумеет реализовать, не верят даже сами чиновники. Червоненко вспоминает: около года назад силами частных владельцев вертолетов он хотел создать новую службу спасения "Украинские ангелы", которая должна была оказывать помощь в экстренных случаях в труднодоступных местах. Благое начинание захлебнулось в отечественной бюрократии: даже при содействии МЧС пилоты не смогли получить сертификат на перевозку больных. Та же судьба ждет анонсированное Колесниковым авиатакси. Глава Ассоциации частных пилотов и владельцев самолетов Геннадий Хазан объясняет: для предоставления вертолетных услуг по украинским законам необходимо потратиться на создание целой авиакомпании. Но отбить потраченные средства не получится. "Много найдется желающих выложить $1500–2000 за час полета? То-то же. Никто не будет работать себе в убыток", — откровенничает он, уточняя, что главные арендодатели вертолетов не крупные авиакомпании, а просто состоятельные владельцы необычного вида транспорта, которые таким образом покрывают немалые расходы на его содержание. При этом количество частных вертолетов в Украине, по данным ассоциации, не превышает сотни.

Не верит в благие планы власти отдать "Днепр-1" в пользование аварийных служб и глава постоянной комиссии по вопросам культуры и туризма Александр Бригинец. "Это афера. Я уверен, что отечественные аварийные службы не имеют на балансе вертолетов", — заявляет он, ссылаясь на собственные источники и оставленные без ответа соответствующие запросы в профильные ведомства. Раскрывая реальные планы власти, Бригинец говорит, что площадка на склонах Днепра — очередная попытка сделать передвижение первого лица более комфортным и обеспечить приверженцу наземных видов транспорта всего лишь запасной аэродром. Если так, налогоплательщикам предстоит раскошелиться на еще несколько неприкаянных вертолетных площадок, тем более что для их строительства в октябре минувшего года столичная власть выделила 16 земельных участков.

Дмитрий Орлов, Фокус