Какие рекламные кампании нужно провести кандидатам в президенты

Претенденты на главный пост страны изо всех сил рекламируют себя, как товар для избирателей. Фокус представил, какую продукцию лучше всего могли бы продать самые рейтинговые кандидаты

Related video

Претенденты на главный пост страны изо всех сил рекламируют себя, как товар для избирателей. Фокус представил, какую продукцию лучше всего могли бы продать самые рейтинговые кандидаты

Политики в Украине — это не ценности, не продуманная программа действий во благо избирателей. Любой адекватный политтехнолог скажет, что они не столько реальные люди, сколько рекламные образы. Для них важно не наполнение, а внешний вид, умение говорить, вести за собой, регулярно мелькать в телевизионных передачах и других рекламных носителях. Из-за этого в Украине все основные партии — вождистского типа, и их успех зависит не от идеологии, а от личной привлекательности вождя.

Представители отечественного властного олимпа, может, и рады были бы выйти за пределы этой ниши, показать эрудицию и образованность, рассказать, как надо обустроить страну, подискутировать с умными оппонентами. Но электорат не дает. Украинцы часто выбирают не умом, а эмоциями — нравится или не нравится.

В итоге политики с консультантами придумывают поддерживающие образы — обернутые вокруг головы косы, носимые куда ни попадя вилы. Все та же суровая избирательная необходимость толкает их за рычаги танков и рули комбайнов, бросает на дойку коров и посадку деревьев. Она же заставляет даже уравновешенных людей во время ток-шоу ругаться и затыкать друг другу рот всеми подручными предметами.

Особенно важна успешность личного образа для кандидатов в президенты — они в прямом смысле продают себя избирателю. Найти оптимальный подход к его сердцу — задача №1.

Точно так же работает и коммерческая реклама потребительских товаров — короткий телевизионный ролик или объявление не должны содержать глубокомысленных размышлений о сильных и слабых сторонах товара. Все, что можно донести в таком формате, это сообщение "я самый лучший, а остальные — слабаки". Поэтому в рекламных роликах часто используют раскрученных героев — с их помощью проще придать товару положительный имидж.

Политики — тоже своего рода селибритиз, умеющие продавать себя. А значит, с их помощью можно продвигать и реальные товары. Главное, удачно совместить потенциального героя рекламы с соответствующей продукцией.

С помощью специалистов в сфере пиара и коммерческой рекламы Фокус оценил сценические образы, которые уже "надели" на себя самые рейтинговые кандидаты в президенты. Включил чувство юмора и задумался о том, какие потребительские товары они могли бы успешно продвигать в массы.

Петр Порошенко

"Я каждое утро молюсь. В воскресенье стараюсь посещать церковь. Знаете, это огромная роскошь — говорить своим детям то, во что ты веришь"
15 февраля 2013 г., "Зеркало недели"

Рекламный образ: отец семейства

Символизирует вечные ценности и полноту семейной идиллии. Такой герой чаще всего играет на лужайке с ухоженными детьми и жизнерадостными лабрадорами, в то время как главная героиня рассказывает о том, как важно сохранять сорочки выглаженными, дыхание легким, а зубы белоснежными. Один из старожилов рынка: отсутствие самостоятельной партии помогает годами кочевать из одной рекламной кампании в другую.

Юлия Тимошенко

"Я — единственный человек среди лидеров партий, кто реально доказал, что может очистить власть от коррупции", 27 марта 2013 г., пресс-конференция по поводу избирательной кампании в президенты

Рекламный образ: домохозяйка в белом

Эксперт в области моющих средств, а также бюджетных стиральных порошков. Одержима идеей чистоты, вся жизнь — борьба за избавление человечества от пятен. Накормит голодных, поставит на ноги больных, выведет заблудших, очистит репутацию средствами бытовой химии. Суперэкономное предложение, проникновенные интонации, популистская риторика. Поскольку порошок недорогой, пятна отстирываются, но окончательно не уходят.

Сергей Тигипко

"Если тело смогло, и смогло классно — для мужчины это победа, вы же понимаете. Ну, мы конкретные и примитивнее устроены, чем женщины", 17 ноября 2009 г., ТаблоID

Рекламный образ: мачо

Спортсмен, комсомолец, пропагандист и агитатор, банкир. Гроссмейстер политической эквилибристики и мастер перевоплощений, умеющий всегда выходить сухим из воды. Главная птица Феникс украинского политикума. Мужественный прищур, бронзовый загар, низкий голос. Живое воплощение народных чаяний о красивой жизни и "Сильной Украине". Мечта производителей гелей для бритья, авто представительского класса, дорогого алкоголя и средств для устранения запаха пота.

Михаил Добкин

"Не бывает плохой рекламы. Вспомните ролик, который про нас снимали. Ну месяц посмеялись, два — и что в итоге? Где сегодня мы, а где те, кто его делал?", 8 октября 2010 г., "Комментарии"

Рекламный образ: хулиган

Строится на самобытной харизме и четких понятиях. Торгует скучным лицом, за которым тщательно прячется специалист в области правоведения и международной экономики. Чтобы заручиться широкой электоральной поддержкой, эксплуатирует имидж гопника. Мастер разговорного жанра, герой пародий и звезда YouTube. Запомнился рядом фраз, например, "здоровье харьковчан — главное богатство нашего города" и "состояние дорог — больное место Харькова". Идеально подходит для рекламы семечек, орешков и сухариков.

Олег Тягнибок

"Задача украинцев… бороться и утверждать Украину как крепость украинского духа", 20 августа 2013 г., из выступления на Х Мировом конгрессе украинцев

Рекламный образ: местный

Уроженец планеты Украина, наделен сверхчеловеческими способностями. Когда-то пожертвовал стерильностью рук, променяв диплом хирурга на тяжелый хлеб политика-националиста. Носитель всей полноты знания о национальной идее и тайнах украинской души. Легко преодолевает пространство и время. Взгляд подобен рентгеновским лучам, а сверхчутье всегда подозревает измену. Отделит чистых от нечистых. Обучит украинскому языку в вашем присутствии. Вместе с помощниками выберет правильные имена для ваших детей.

Олег Ляшко

"Эти вилы мне дали черниговские крестьяне в Борзне. Они в навозе и сейчас. И они хранятся в багажнике, я их с собой вожу. Они всегда со мной. Если какого-то держиморду на вилах надо вынести или кого-то защитить… Вилы — это символично", 8 августа 2012 г., Gazeta.ua

Рекламный образ: сельский хипстер

Сам себя считает городским теперь он. Правдоруб и радикал с лицом молодого Черчилля. Настолько суров, что, даже переехав в город, не расстается с вилами. Воплощение духа аграрной Украины. Регулярно устраивает перформансы с использованием сельхозпродукции и инвентаря. Свою миссию в случае избрания президентом видит в борьбе с вредителями и паразитами. Уместно смотрелся бы в роли ведущего телемагазина — зрителю было бы непросто устоять перед даром убеждения и напором и остаться без набора терок.

Петр Симоненко

"Колхозы — это была уникальная форма хозяйствования на селе... Умер кто-то — весь колхоз всегда помогал в таких случаях, просто по-человечески! Гроб выделят, свинью или теленка зарежут, чем-то еще помогут. Так что колхозы дали большое понимание того, как можно обустроить сельское хозяйство", 9 августа 2013 г., golos.ua

Рекламный образ: продавец воздуха

Предлагает идеалы свободы, равенства и братства мелким оптом и в розницу. Продажи строятся на принципе "найдите более светлые идеалы, чем наши, и мы вернем ваши деньги". Самым активным продавцам обещан рай на земле и хорошие скидки на товар. Мастер простых ответов на сложные вопросы. Непотопляем, как крейсер "Аврора", всесилен, как учение Маркса. Колеблется вместе с парламентским большинством. Успешнее всего работает с ровесниками индустриализации в возрастной группе 75+.

Текст: Андрей Смирнов, Михаил Кригель
Рисунки: Игорь Лукьянченко, Олег Середа