Гореть по-русски. Готова ли Украина к лесным пожарам

Фокус выяснил, насколько велика вероятность того, что Украина будет гореть так, как Россия

Related video

"Где МЧС, пожарные, армия? Как обычно, все тушат люди, лопатками и лейками. Нагнали народу, успели. Но супротив верхового не попрешь, надо было не сидеть сложа руки, наблюдая, как выбиваются из сил добровольцы, а тушить низовой в лесу"

Эта запись в блоге очевидца бушующих в средней полосе России лесных пожаров – одна из тысяч. Трагедия, развернувшаяся в соседней стране, приобретает невиданные масштабы – в пожарах, только по официальным данным, уже погибло более 40 человек, а фотографии с пепелищ сгоревших дотла сел напоминают снимки времен Второй мировой (см. фоторепортаж).

Пожары настолько сильные, что ветер доносит пепел даже до столицы Украины. Лесные пожары постепенно начинают охватывать и Украину: в Луганске сгорело 200 гектаров леса, в Днепропетровске – 100. Могут ли эти локальные пожары перерасти в аналогичную российской трагедию?

Помощь неба

Каждый день старенький кукурузник взлетает с аэродрома в Чернигове и начинает облет области. На борту помимо пилота находится специалист Госкомитета лесного хозяйства. С высоты птичьего полета он наблюдает за лесом. Кроме этой машины в воздух дважды в день поднимаются еще два самолета и три вертолета. Задача экспертов – выявить малейшие признаки возгорания. "Конечно, проблем у нас много. Это и полное отсутствие современных летательных аппаратов – у нас нет своих, и мы вынуждены арендовать частные. И недостаток финансирования. Но главное – своих пилотов и наблюдателей – мы сохранили. Продолжали им платить зарплаты, несмотря на то, что денег на вылеты не было. А ведь это самое главное – они знают леса", – рассказывает заместитель главы Госкомлеса Виктор Червоний, добавляя, что в год комитеты выделяют деньги на 2 тыс. летных часов при 10 миллионах гектаров украинских лесов. Российские коллеги летают только 12 тыс. часов в год при площади лесов в 1,2 миллиарда гектаров.

Однако патрульная авиация – лишь одна маленькая часть огромной системы защиты лесов от пожаров, которая вопреки всему каким-то образом до сих пор функционирует в Украине.

Низы и верхи

"На моей памяти у нас на Черниговщине верховой пошел только раз – повезло, что ветер дул в сторону реки и он самопроизвольно угас", – рассказывает Фокусу черниговский лесник Николай. Верховой пожар – самый страшный термин для людей, имеющих отношение к лесному хозяйству. Дело в том, что лесной пожар, как правило, развивается снизу. 99,9% возгораний, по данным Госкомлеса, возникает из-за человеческого фактора – туристского костра или окурка. Самые опасные в данном случае – хвойные леса (их площадь – 4–4,5 млн. гектаров): из-за обилия сухой хвойной подстилки, толщина которой иногда достигает нескольких десятков сантиметров. В сухую и жаркую погоду хвоя моментально загорается – начинается так называемый низовой пожар. Он распространяется медленно (см. справку), давая возможность спастись животным. Однако если его долго не тушить, при определенных условиях – наличии низких веток у деревьев, молодой лес – этот пожар перерастает в верховой: гореть начинает не подстилка, а все дерево вместе с кроной.

"Верховой практически невозможно остановить, – говорит Николай, – его скорость, в зависимости от скорости ветра, может достигать 100 километров в час". "При верховом гибнет все, – добавляет Червоний. – Столбы пламени поднимаются на 100–200 метров вверх. Из-за огромной температуры и масштаба формируется аэродинамическая труба –область пожара начинает засасывать кислород. Сейчас 40% пожаров в России вообще не могут погасить. Все так и горит – от дождя к дождю, от речки до речки".

Вышка против дыма

Основная работа по борьбе с лесными пожарами должна заключаться в раннем реагировании на возгорание и тушении пожара до того, как он перейдет в верховой. Именно над этим в Украине каждый день работает целая система лесничеств, в которой заняты тысячи людей и которая в России была полностью разрушена в 2007 году. Именно тогда в РФ был принят новый Лесной кодекс, который упразднял систему лесничеств.

"В 2007 году лесхозы были ликвидированы, Рослесавиация была полностью уничтожена, 200 тыс. людей остались без работы – иногда это были целые династии лесников, преданных лесу и лесной стране России, а функция охраны и защиты леса была возложена Лесным кодексом на коммерческих пользователей, – пишет в статье "Дым отечества" известный российский публицист Юлия Латынина. – То есть, грубо говоря, забота об охране Химкинского леса сейчас возложена на вырубщиков этого леса. Это все равно как принять Уголовный кодекс, который будет возлагать функцию охраны и защиты граждан на преступников".

Хорошо осведомленная в кулуарных процессах российской политики Латынина также утверждает, что Лесной кодекс протолкнули две группы лоббистов: владельцы ЦБК (одним из них является олигарх Олег Дерипаска) и застройщики подмосковных рублевских лесов. "Эксперты хором кричали "сгорим",– продолжает публицист. – Против были даже самые лояльные единороссы из лесных регионов, но Кодекс не просто пропихнули – вколотили в горло Думе сразу в трех чтениях при сильнейшем нажиме администрации президента. Два года были мокрых, пронесло. На третий – клюнуло".

В Украине эта система лесничеств пока функционирует.

Все лесные массивы пожароопасных регионов – а это практически весь центр, восток и часть юга страны – опутывает сеть из 560 40-метровых вышек. Каждая из них перекрывает участок леса радиусом в 12 километров, пересекаясь полем обзора с другими вышками.

"Люди дежурят на них весь световой день, начиная с 10 утра и заканчивая 8–9 вечера. Получают они за это мизерные 40 гривен в день, но в селе рады и такой работе", – рассказывает Николай. По его словам, с этих вышек виден любой дымок, даже от маленького костра. В случае выявления дыма дежурный засекает направление и примерный квадрат возгорания (все лесничества поделены на участки ответственности лесников и квадраты), его характер, определяющийся по интенсивности и окрасу дыма – если белый, то это, скорее всего, костер туриста, если черный – значит, в огне есть примеси смолы и, возможно, горит лес. После этого дежурный сообщает о возгорании по мобильному телефону лесничему, после чего к месту пожара выезжает патруль на мобильном уазике с цистерной и помпой.

По данным Госкомлеса, до 95–97% пожаров оперативно тушатся подобными мобильными бригадами. В случае возникновения серьезного очага к месту едут собственные пожарные машины лесничества – в Украине эта ведомственная пожарная охрана состоит из 700 автомобилей и 278 станций. При необходимости подтягиваются местные пожарные и армия. По рассказам лесников, иногда их машины по просьбе людей даже выезжают на тушение пожаров в селах – просто из-за того, что у местных пожарных не всегда есть бензин, чтобы доехать.

В то же время, по словам представителей Госкомлеса, самым надежным способом борьбы с пожарами остается их профилактика. Конечно, штраф за костер в лесу в пожароопасный период составляет смешные 17–51 гривну. Однако в случае если пожар перерастает в масштабный, связанный с катастрофическим ущербом лесу, или вследствие него гибнут люди, за неосторожный костер человек может поплатиться 5–12 годами свободы.

Выжженные земли

Самые разрушительные пожары XXI века

Австралия
Февраль – март 2009
Площадь:
430 тыс. га
Жертвы: 7,5 тыс. лишились жилья, 414 ранены, 173 погибли
Разрушения: 3,5 тыс. зданий
Непосредственный ущерб: $4 млрд.
Греция
Июнь – сентябрь 2007 г.
Площадь:
1,2 млн. га
Жертвы: 10 тыс. лишились жилья, 74 погибли
Разрушения: 2,8 тыс. зданий
Непосредственный ущерб: $2,9 млрд.
Калифорния, США
Октябрь 2003 г.
Площадь: 325 тыс. га
Жертвы: несколько тысяч человек лишились жилья, 26 погибли
Разрушения: 3,4 тыс. зданий
Непосредственный ущерб: $2 млрд.
Португалия
Июль – август 2003 г.

Площадь: 420 тыс. га
Жертвы: 1 тыс. ранены или отравились дымом, 18 погибли
Разрушения: 2 тыс. зданий
Непосредственный ущерб: $1,2 млрд.
Калифорния, США
Октябрь – ноябрь 2007 г.

Площадь: 200 тыс. га
Жертвы: несколько тысяч человек лишились жилья, 85 ранены, 9 погибли
Разрушения: 1,3 тыс. зданий
Непосредственный ущерб: $0,5 млрд.

Сергей Высоцкий, Фокус