Время дарить

Украинцы готовы потратить на новогодние подарки более $3 млрд. Рождественские скидки для этого не понадобятся – как признаются торговцы, низкая цена нередко отпугивает соотечественников

Related video

Екатерина Данько, частный предприниматель из Киева, с интересом рассматривает настенные часы в одном из столичных магазинов подарков. Пользоваться такими часами не очень удобно: на них лишь четверть от привычного циферблата.

Но Екатерину это не пугает – в нынешнем году она решила подойти к выбору подарков нетрадиционно. "Всем своим знакомым я уже передарила массу всевозможных бытовых мелочей – игрушек, свечек. Поэтому надо придумать что-то нетривиальное", – объясняет она.

Эмоции под елку
Хотя в списке самых желаемых украинцами подарков лидерство по-прежнему принадлежит бытовой технике, все больше людей предпочитают дарить близким забавные безделушки. Впрочем, многие люди бесполезными такие сувениры не считают. Один из них – Гарри Корогодский, бывший совладелец киевского торгового центра "Глобус", в котором продается немало подобных безделушек. "Полезные штаны между ног трут, а безделушка приносит радость", – сказал он Фокусу.

Уверены в исключительной полезности своего товара и сами торговцы сувенирами. "Каждая такая вещь имеет минимум два применения. Вот, к примеру, бейсбольная бита: ею можно защититься от хулиганов, поиграть в бейсбол, а еще она – перечница", – нахваливает свой товар Андрей Самойленко, директор магазина Soondoock.

Мода на бесполезные сувениры закономерна: люди пресытились бытовыми подарками и мечтают о забавных, дарящих радость мелочах. "Покупатели часто приходят с вопросом, что подарить человеку, у которого все есть, не потратив при этом кругленькой суммы. Мы советуем выбрать оригинальный подарок, и это срабатывает", – сказала Фокусу Валентина Барышникова, ритейл-директор компании LeFutur.

Впрочем, оригинальный далеко не всегда означает дешевый. Предложение в магазинах рассчитано на разную покупательскую способность. Например, за 10  грн. можно купить веселый футляр для очков или открывалку. Если не жалко 50–200  грн., можно обрадовать подружку "набором городской стервы" или всевозможными "антистресcовыми" наборами.

Есть вещи и посерьезнее. Например, электроскутер сигвей по цене бюджетного автомобиля – 60 тыс. грн. "Мы продали уже несколько таких электроскутеров, и новые заказы поступают постоянно", – говорит Валентина Барышникова.

Между тем Екатерина Данько уверена, что даже людям с высоким статусом вполне можно подарить недорогую вещь. "Для меня и моих знакомых цена – не самая важная характеристика подарка. Главное – создать друзьям хорошее настроение, подарить не вещь, а улыбку", – считает она.

Дешевое не в моде
Но такие улыбки влетают украинцам в копеечку. Средний чек магазина подарков, как правило, колеблется в пределах 1000 грн. Всего же в прошлом году сограждане потратили на новогодние подарки $2,4  млрд., а в нынешнем, по прогнозам аналитиков, эта сумма перевалит за $3  млрд. И если за границей в предрождественские дни магазины объявляют о скидках, то наши коммерсанты к такому шагу пока не готовы.

"Я не собираюсь делать скидки на товары, скорее всего, даже чуть набавлю цену. А зачем скидывать, если и так продам гораздо больше, чем в другое время?" – делится планами хозяин одного из магазинов подарков, пожелавший остаться неизвестным. А его коллега Андрей Самойленко утверждает, что иногда скидки украинцев даже отпугивают.

"У нас есть проекционные часы. Раньше они стоили 2,5 тыс. грн., и их охотно покупали. Но когда мы скинули цену до 1,5 тыс. грн., товар брать перестали", – приводит он пример. Причина, по его мнению, проста: такая цена еще не по карману среднему классу, а "крутые" такой дешевый подарок не купят – несолидно. "Теперь будем вновь поднимать на них цену", – обещает он.

Щедрый народ
Социологический опрос показал, что украинцы больше любят делать подарки, чем получать. Причем мужчины оказались щедрее женщин

Что хотят в подарок украинцы

Любят посещать сувенирные лавки и сильные мира сего. По словам одного из торговцев безделушками, самый популярный товар среди власть имущих – всевозможные "феньшуйные штучки". "Депутаты охотно берут "приниматели решений" как для себя, так и на подарки", – поделился с Фокусом работник магазина. Остается лишь надеяться, что государственные решения они принимают без помощи таких подарков, ведь речь идет о банальном кубике, на гранях которого написаны решения вроде: "Сделать завтра" или "Отказать".

Однако нельзя сказать, что красивые безделушки вытесняют полезные подарки. Бытовую технику и электронику по-прежнему дарят охотно, просто объем рынка подарков растет. Иными словами, кроме утюга теперь могут приобрести и "набор стервы".

Продавцы бытовой электроники не отчаиваются, а, напротив, ожидают наплыва покупателей. Антон Красников, коммерческий директор Группы розничных компаний холдинга AVentures Group (магазины City. com, Unitrade, melofon, и "СамоБыт") надеется, что этот предновогодний период будет гораздо удачнее, чем в минувшие годы.

"За год рынок IT-электроники вырос, а цены снизились, поэтому мы ожидаем всплеска продаж", – сказал Фокусу Антон Красников. По прогнозам продавцов бытовой техники, повышенным спросом будут пользоваться мобильные телефоны, mp3-плееры, цифровые фотоаппараты и ноутбуки. А вот продать в эти дни крупную бытовую технику надежды почти нет.

Все ради экономии. Бережливые немцы готовы часами выстаивать в очередях во время рождественских скидок. Самым терпеливым достаются товары с 70%-процентной скидкой

Их шопинг
К рождественским праздникам готовится весь мир. Жители США выложат за подарки более $39 млрд., британцы – 8 млрд. фунтов. Причем магазины в центре Лондона только за первый день распродаж – 1 декабря – уже выручили 100 млн. фунтов. Вот что пишут о предновогодней лихорадке русскоязычные блоггеры, оказавшиеся за границей

kitobow (США)Viku (Германия)dearelk (Италия)alebar (Финляндия)

Ночь в гипермаркете
Чтобы увеличить продажи, некоторые магазины даже объявили о переходе на круглосуточный режим торговли. Правда, работать нон-стоп решили далеко не все продавцы. Пока речь идет лишь о крупных торговых центрах и магазинах электроники.

"Обычно наши магазины работают до 22.00, но в период новогодних праздников, с 24 по 31 декабря, мы планируем перевести наши киевские гипермаркеты City. com на круглосуточный режим работы", – говорит Антон Красников. Несмотря на предпраздничный ажиотаж, это довольно рискованный шаг. Ведь, по словам ритейлеров, работать круглосуточно в Украине пока нерентабельно.

"По нашим подсчетам, круглосуточная работа в обычное время экономически необоснованна", – констатирует г-н Красников. Но он все же надеется, что перед праздниками поток полуночников обеспечит магазину достаточную выручку. Какую именно – сказать пока не готов, ведь круглосуточная работа украинским торговцам еще в новинку.

Жители крупных городов такие нововведения принимают на ура. "Я работаю до позднего вечера, и ходить по магазинам днем просто не хватает времени. А теперь можно заехать ночью в торговый центр и купить подарки семье", – радуется менеджер по продажам Михаил Кулько. Устраивает ночной режим работы магазинов и Екатерину Данько. Сейчас у нее проходят важные деловые переговоры, поэтому вырваться в магазин подарков днем нет никакой возможности. "Да и очередей ночью не будет", – добавляет она.

Тем временем для жителей Москвы ночной шопинг – уже давно не новость. В российской столице ночью можно приобрести все что угодно – от спортивного инвентаря до автомобиля. Получить кредит и застраховаться тоже можно в любое время суток, причем не только в праздники.

Зато в Европе, строго следящей за правами работающего человека, многие магазины работают не более 8 часов в день, не открываясь даже в выходные. Но и тут есть свои исключения: во время рождественских распродаж магазины стремятся открыть свои двери как можно раньше и закрыть как можно позже.

Судя по последним тенденциям в торговле и желанию людей купить всего и побольше, невзирая на время суток, Украину тоже ожидает настоящая новогодняя лихорадка в лучших традициях Запада. И нашим торговцам есть что перенять у западных соседей. Например, в Европе для привлечения покупателей многие магазины усаживают на видном месте Санта Клауса, принимающего новогодние заказы у детишек. Или наряжают продавцов эльфами и гномами. А некоторые раздают посетителям подарки, даже если те ничего не купили. По глубокому убеждению владельцев лавочек, именно такие мероприятия приносят им большую часть доходов.