Дело техники. Как цифровые устройства стали частью быта украинцев

От цифровых детских игрушек до фоторамок-надгробий – таков след современного человека, оставляющего после себя терабайты информации, - вспоминает журнал Фокус в спецпроекте 20+20

Related video

"Сколько часов в неделю пользуюсь интернетом? Думаю, 50–60. Сколько электронных писем отправляю? В среднем пять в день, значит, всего 35. YouTube пользуюсь регулярно – до десяти закачек в день. Есть цифровая камера – выкладываю несколько десятков снимков в неделю. Мобильным тоже фотографирую. Теперь телефонные разговоры – думаю, за неделю набегает 10–12 часов", – 27-летний Денис Харченко старательно заполняет поля анкеты программы Personal Digital Footprint Calculator. Это калькулятор, подсчитывающий цифровой след, который человек оставляет, появляясь в сети, отвечая на звонки или же попросту оказываясь в общественных местах. Нажав на кнопку Finish, Денис получает результат: его ежедневный информационный след – 60,3 мегабайта, причем большая часть этой информации, по словам парня, не представляет интерес даже для него самого.

Денис Харченко относится к поколению, предпочитающему телевидению интернет, наличке – пластиковые карты, а бумажным книгам – электронные читалки. Девайсы сопровождают человека на протяжении всей жизни. За ним, едва родившимся, начинает присматривать цифровая видеоняня, а на его могиле когда-нибудь установят цифровое надгробие – устройство с памятью и экраном, демонстрирующее фото в режиме нон-стоп. Жизнь цифрового поколения психологи описывают множеством загадочных терминов вроде "цифровой репутации" или "цифровой неприкосновенности". Ученые всерьез говорят о цифровых наркотиках, а остряки придумали "101 правило вежливости в цифровом мире". Одно из правил напоминает о том, что в жизни все еще можно встретить аналоговый компонент. Видимо, имея в виду любовь, дружбу и другие пока плохо поддающиеся оцифровке явления.

Вылетела птичка

Первая цифровая фототехника в Украине появилась во второй половине 90-х – вслед за персональными компьютерами, которыми тогда начала активно обзаводиться самая продвинутая часть населения. "В 96-м году отец купил супермощный по тем временам 486-й IBM, а через три года цифровую фотокамеру. На несколько месяцев он был для семьи потерян – все свободное время экспериментировал с макросъемкой", – улыбаясь, вспоминает Денис Харченко. Счастливых обладателей "цифры" не смущало даже то, что почти все отснятые кадры приходилось удалять сразу же после съемки – удовольствие от процесса было важнее результата.

Становясь доступнее для потребителя, цифровая техника произвела революцию в сознании украинцев, считает историк Валентина Конкина. Съемка для миллионов превратилась в увлечение, не требующее подготовки, а камеры стали таким же привычным аксессуаром, как часы. Спустя несколько лет революция в головах откликнулась новым телеформатом в духе "сам себе режиссер".

К тому времени, когда в 2004-м известный фотограф Виктор Марущенко впервые взял в руки цифровую камеру, она уже давно перестала быть редкостью в Киеве. "Массовое увлечение превратило это занятие в некий фотографический макдоналдс. У всех есть авторучки, но не все становятся писателями – другими словами, знание грамматики не делает из вас писателя. Приоритетным в фотографии по-прежнему остается способность автора сказать что-то важное. Все остальные – просто люди с фотоаппаратами. Как люди с автомобилями, ноутбуками, айфонами", – убежден основатель "Школы фотографии Виктора Марущенко".

Цифровое VS аналоговое

"В 1983 году появилась знаменитая YAMAHA DX7, стоившая две тысячи долларов, которая считается первым общедоступным цифровым синтезатором. Она-то и попалась мне первой. Мне было тогда лет 14, я был в восторге", – рассказывает Евген Ступка, музыкант и продюсер, работавший с "Океаном Эльзы", Земфирой, Дианой Арбениной, "Ундервудом".

По мнению Евгена, цифровой и аналоговый звук отличаются так же, как липовый мед от гречишного. Стандартный аналоговый мягче, теплее и глубже стандартного цифрового. Зато хороший цифровой лучше хорошего аналогового, хотя в десятки раз дороже. "Есть такая штука – атомные часы. В них стоит микрореактор с радиоактивным элементом, который генерирует сверхточный тайм-код для цифровых систем. Если у вас такого нет, значит, у вас не очень хорошая цифровая система. Конечно, у пленки и у винила есть некое волшебство, это правда. Но парни в цифровом мире научились его имитировать", – говорит Ступка. На вопрос, наступит ли момент, когда цифровой звук будет неотличим от аналогового, Евген отвечает, что скорее аналоговый звук исчезнет: "Да, пластинка звучит лучше компакт-диска. Но у нее есть срок годности. И он недолог. А жаль".

Виктор Марущенко признается: технологии ушли так далеко, что он не всегда может отличить цифровой снимок от пленочного. "Многие современные цифровые камеры полностью имитируют аналоговое изображение. Так что от цифры тоже может биться сердце", – заочно спорит он с режиссером "Ежика в тумане" Юрием Норштейном, утверждавшим, что компьютер не в состоянии вдохнуть в произведение искусства жизнь, вызвав у зрителя сердцебиение.

Кризис цифры

Пока самые стойкие продолжают из последних сил держаться за аналоговый мир (в том числе лауреат "Грэмми", "Оскара" и "Золотого глобуса" американский певец Принс, заявивший, что человек – существо аналоговое), ученые предупреждают о проблемах, вызванных ростом числа цифровых устройств и онлайн-сервисов. Согласно прогнозам, к 2013 году средняя продолжительность "сетевого дня" увеличится до 48 часов ("сетевым днем" называют общее время обращений одного пользователя к разным серверам в течение суток).

"Все сталкивались с ситуацией, когда приходится съезжать на другую квартиру – меньшую по площади, и при этом непонятно, что делать с огромным количеством вроде бы нужных и любимых вещей. Очень скоро человечество может оказаться в такой ситуации", – прогнозирует Валентина Конкина.

Цифровой след, вычисляемый с помощью Personal Digital Footprint, – это гигабайты информации, которую каждый из нас ежедневно оставляет, пользуясь электронной почтой, скачивая фильмы и музыку или обмениваясь сообщениями в социальных сетях. Как принято считать, кроме цифрового следа существует еще и цифровая тень – информация, которую человек создает о себе, не подозревая об этом. К примеру, она состоит из материалов скрытого или явного наблюдения с помощью веб-камер, камер дорожного наблюдения или охранных систем в офисах и общественных местах.

"Все это напоминает джинна, выпущенного из бутылки. По тому, что человек качает из сети, можно сказать все о его интересах и вкусах, а по цифровой тени – вычислить даже маршрут передвижений. Это конец эпохи конфиденциальности", – констатирует Денис Харченко, вспоминая недавний слив восьми тысяч эсэмэсок в "Яндексе". Кстати, размер своего цифрового следа настолько впечатлил его, что он сократил его почти вдвое.

С цифрой по жизни

Георгий Балясный рассказывает о том, как в середине 90-х цифровая камера спасла его от безденежья

О первой камере
В 96-м я перебивался случайными заработками – был тамадой на юбилеях, снимал свадьбы, даже гороскопы составлял. И вдруг подфартило – уехавший в Америку друг-одноклассник привез в подарок одну из первых цифровых камер Casio. Она стоила тысячу долларов и снимала картинку с разрешением 480 на 240. Но этого было достаточно, чтобы я обскакал конкурентов и несколько лет собирал самые выгодные заказы на съемку свадеб – всем было интересно увидеть это чудо техники.

О смене эпох
Переход к цифре произошел как-то стремительно. За несколько лет исчезли фотостудии, где несколько поколений делали семейные портреты под восклицание "внимание, сейчас вылетит птичка!". Потом пропали киоски звукозаписи, где продавались кассеты с музыкой. Дольше продержались видеосалоны – и сегодня можно встретить отделы, где рядом с DVD пылятся видеокассеты.

О моде на пленку
Маятник моды качнулся в другую сторону – вместо цифрового ширпотреба вновь стал популярным аналоговый винтаж. Сам я сейчас снимаю редко, но ради таких случаев достаю пленочный "Зоркий-4". Понятно, что к прошлому мы не вернемся, но иногда приятно повозиться с пленкой и химикатами. В конце концов цифра не отменяет настенную живопись и папирусы, хотя ими не так удобно пользоваться.

Налетай – подешевело

Большинство цифровых новинок 90-х сегодня стали привычными и общедоступными

Камеры
Авторами открытия, которое привело к созданию цифрового фотоаппарата, стали лауреаты Нобелевской премии физики Чарльз Као, Уильярд Бойл и Джордж Смит. В 1995 г. фирма Kodak выпустила первую модель цифровой камеры для потребителей. Она стоила около $1000.

Синтезаторы
Первыми цифровыми синтезаторами на Западе были Qasar/Fairlight (1975) и Synclavier (1977). Стоили они около $20 тыс. Сейчас самая дорогая модель Fairlight CME III, стоившая $100 тыс., продается как программа для айфона за $29,99.

CD и DVD
В 1982 г. Sony и Philips впервые представили формат CD (Compact Disk Digital Audio). На презентационном диске была записана "Альпийская симфония" Штрауса, а в производство первыми запустили альбомы ABBA и Билли Джоэла. Формат DVD (Digital Video Disc) появился осенью 1996 г., первый пишущий привод был выпущен через год и стоил $17 тыс. ($50 стоили чистые диски объемом 3,95 ГБ).

Лариса Даниленко, Фокус