Само выросло. В Украину пришла мода на "ленивое земледелие"

Физики, музыканты, художники, менеджеры и программисты выращивают экоурожай, не ударяя палец о палец. В Украину пришла мода на "ленивое земледелие"

Related video

35-летний харьковчанин Дмитрий Купин – ведущий сотрудник крупной строительной компании, а с недавних пор – еще и заядлый огородник. Овощи он выращивает не от бедности и не для экономии, ведь может купить все необходимое, но принципиально не хочет питаться "химией". Для него загородный дом с участком – место отдыха и способ обеспечить жену и двух дочерей качественными продуктами. "В этом году хорошая картошка только у меня, у остальных ее съел долгоносик. А всего-то и надо знать, что с чем лучше уживается. Баклажаны с сельдереем, картошка со свеклой, капуста с чесноком – и можно не поливать и не травить", – Дмитрий с гордостью показывает заготовленные на зиму припасы.

Превращать 10 соток в умную экосистему Дмитрий начал лет пять назад, когда надоело вручную собирать колорадских жуков. Пермакультуру осваивал по книгам, проверяя прочитанное на практике. Сегодня его поездки на дачу из обязаловки превратились в удовольствие: времени и сил уходит гораздо меньше, чем раньше, зато урожай – на зависть соседям.

Спустя рукава

"Можете позорить меня, сколько хотите. В моем огороде все растет, как в лесу, само собой. С бурьянами не борюсь, даже сею их специально, чтобы не травить жука. Запах сорняков маскирует остальные запахи, и колорад ко мне не летит", – хвастает Борис Бублик, начиная экскурсию по своей усадьбе в селе Мартовая под Харьковом.
Бублик – гуру украинских "огородников-ленивцев", автор десятка книг о пермакультуре. В них, а также на своих лекциях и семинарах он призывает не полоть, не копать, не поливать и не травить. Смысл пермакультуры в том, чтобы находить связи между растениями и заставлять их работать почти без участия человека.

Главный украинский пермакультурист большую часть времени сегодня проводит за письменным столом в харьковской квартире. В 80 лет "умный ленивец" легко управляется с ноутбуком – своим главным рабочим инструментом. Собственный огород Бублик называет "съедобным лесом" и появляется здесь несколько раз за лето. В подтверждение этого показывает давно заржавевшую тяпку и опрыскиватель, в котором вода стоит нетронутой весь сезон.
Его "съедобный лес" мало похож на традиционный огород: ни ровных рядков, ни отдельных грядок. Морковка растет вперемешку с луком и чесноком, по свекле посеян овес, по капусте – горчица и редиска. Если растения совместимы, нет нужды их опекать, объясняет г-н Бублик. Он с гордостью показывает свои "вечные грядки", которые каждую весну всходят сами по себе: "Я просто плохо убираю лук и чеснок осенью, семена высеваются сами, а весной у меня на столе свежая зелень. Никаких усилий. От лени все блага". С неухоженного в привычном понимании огорода Бублик успевает собрать за сезон два урожая картошки, а в погребе у него – шеренги банок с консервацией.

Деревянные грядки

Физик по образованию и музыкант по профессии Вячеслав Грисюк увлекается пермакультурой с 2005 года. Со временем хобби стало профессией: уже несколько лет он возглавляет Черниговский клуб органического земледелия. Из своей квартиры в Славутиче он с женой хотя бы раз в неделю стараются вырваться на дачу. Свой огород Вячеслав устроил по принципу: "Горы сверну, лишь бы ничего не делать". Его очередное изобретение – грядки-короба для выращивания картошки. Выглядят странно, зато преимущества такого способа очевидны, убеждает Вячеслав. Не надо полоть, перекапывать. Теперь такие же грядки хочет смастерить и для клубники.

"Сделав один раз, можно избавить себя от труда на много лет. Лень не означает безделье. Смысл в том, чтобы избегать нерациональной работы", – объясняет он. "Дурью маются", – глядя на картошку, посаженную вперемешку с чернобривцами, говорят консервативные соседи. На их язвительные замечания о сорняках в огороде Грисюки научились не реагировать. "Знакомая нажила врага в лице собственной мамы, которая говорила, что сажать вместе морковку, лук и бобы – ерунда, потому что "так никто не делает. Здесь все зависит от крепости психики: если ты готов выдерживать прессинг, "ленивое огородничество" для тебя", – говорит Вячеслав.

Огород? Газон
Супруги Омельяненко "умными ленивцами" стали поневоле: 7 лет назад из-за сына-аллергика им пришлось переехать из Чернигова в село Колычевка. Инга – историк по образованию, Виталий – художник. Обработать участок в 20 соток коренным горожанам поначалу казалось непосильной задачей. "Первые три года мы на нем убивались, однажды после теплового удара меня прямо с огорода увезла "скорая", – вспоминает Инга.

Сегодня Омельяненко знаменитости среди пермакультуристов. Их участок больше напоминает картинку из глянцевого журнала, чем сельский огород: на огромном ярко-зеленом газоне разбиты небольшие грядки, молодой сад, клумбы с цветами и пряными травами. За полчаса Инга с легкостью собирает пять ведер помидоров, причем времени и сил на это уходит раза в три меньше, чем у соседей. "Главное – сначала включать голову, а потом руки. У нас все устроено так, что я не полю, не поливаю и не травлю. Выхожу в огород, когда мне хочется, а не на целый день, потому что надо", – рассказывает Инга.

Переехав в Колычевку, она оставила работу по специальности. Супруги подсчитали, сколько денег уходило бы на покупку того, что вчерашний историк выращивает на своих грядках, и решение пришло само собой.

Подземные сады

Херсонцы Дмитрий и Анна Пелых поженились 7 лет назад. Он – программист, она бухгалтер. Сейчас им по 37, и они – хозяева усадьбы с "огородом" в полтора гектара. Участок земли под Херсоном оформили в собственность пять лет назад. Построили дом, но вырастить хоть какой-то урожай оказалось непросто – земли бывшего колхоза были практически пустыней.
В качестве консультанта и помощника супруги пригласили австрийца Зеппа Хольцера, известнейшего в Европе пермакультуриста. На 50 гектарах своей усадьбы в Альпах, где среднегодовая температура не превышает 5 градусов тепла, он умудряется выращивать черешню, киви, персики и виноград. В прошлом году Пелыхи пригласили Хольцера в Украину – он провел мастер-классы в пяти областях. С его помощью Дмитрий и Анна разбили у себя кратерный сад. Он углубляется в землю на 4 метра, сверху по периметру устроены земляные террасы. На дне кратера – яблони, груши, персики, абрикосы. Котлован посреди степи для непосвященных выглядит пугающе. Но через несколько лет, когда деревья разрастутся, здесь будет настоящий рай, утверждает Дмитрий.

Впрочем, большинство ученых не считают "ленивое земледелие" панацеей для человечества. "Пермакультура имеет право на существование, но только в пределах вашего собственного огорода. В больших хозяйствах, где сотни гектаров земли, ее никто применять не будет – по крайней мере, пока основная масса покупателей не будет готова переплачивать за экологически чистые картошку и помидоры. А то, что сорняки могут быть полезны, – вообще бред: на сорном поле урожайность снижается как минимум на 20%, это давно доказано наукой", – удивляется доцент Харьковского национального аграрного университета Алексей Романов. У себя на огороде можно экспериментировать сколько угодно, но накормить страну, перейдя на пермакультуру, невозможно, убежден он.

Что такое пермакультура
Пермакультура (от англ. permaculture – permanent agriculture) – создание на отдельном участке земли саморегулируемой экосистемы, в которой работает не человек, а природные связи между растениями, животными и т.д. При таком подходе полностью исключается использование химических удобрений и ядов, а физический труд максимально заменяется умственным. Мода на пермакультуру появилась в Австралии в 1980-х. Украинские "умные ленивцы" организовываются в Клубы органического земледелия – их в Украине уже больше сотни.

Лежи и жди
Главные заповеди "ленивого" огородника
Не полоть
Сорняки в разумных количествах защищают огород от вредителей и засухи.

Не травить
Растения сажают по принципу совместимости: чеснок защищает капусту, лук – морковку и т.д.

Не рыхлить
После уборки урожая огород засевают горчицей или злаковыми, корни которых "вскапывают" почву.

Не поливать
Чтобы сохранить влагу, землю укрывают, например, скошенной травой.

Наталья Гончарова, Фокус