Отбросы общества. В праздники украинцы отправили на помойку 470 млн грн

За новогодние праздники украинцы выбросили продуктов на 470 млн. грн. Нерациональный подход к покупкам не только бьет по карману потребителей, но и превращает страну в мусорную свалку

Related video

На неделю новогодних праздников жители Украины закупили сорокадневную норму мяса, вычислили специалисты Украинского клуба аграрного бизнеса. До 12% продуктов питания, приобретаемых городским населением к новогоднему столу, не употребляется и портится. Да и не только еду мы покупаем просто "чтобы было".

Борьба с этой привычкой — актуальный тренд. Даже Папа Римский на рождественской мессе осудил превращение христианского праздника в праздник покупок. Сегодня, когда все чаще звучат слова о второй волне кризиса и проблемах экологии, об этом явлении активно заговорили и в Украине. В нашей стране начало развиваться движение, цель которого — продемонстрировать прямую связь между глобальным потеплением и неразборчивым потреблением, между ветром в кошельке и 40 млн. кубометров твердых бытовых отходов, которые, согласно данным Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, ежегодно пополняют свалки Украины.

Время учить взрослых
Сотрудник ОБСЕ Ярослав Юрцаба всегда старается иметь при себе хлопчатобумажную экосумку. Она легко вмещается в портфель и помогает не покупать лишнего и не брать полиэтиленовые пакеты в супермаркетах.

Он приехал в Киев в начале 90-х, пройдя стажировку в США по программе студенческого обмена, и долго не мог привыкнуть к тому, что у нас без зазрения совести могут выбросить мусор на улице или "забыть" убрать за собой после пикника на природе. О том, что такое экологичное поведение, имеют представление очень немногие, да и то весьма отдаленное. "Я поначалу пытался делать замечания, но потом понял, что это неэффективно, — говорит Юрцаба. — Нужна широкомасштабная образовательная программа". Такая теперь есть — Ярослав как раз ею занимается, и она внедрена уже в трети украинских школ. Одна из ее основных идей: поход за покупками — не развлечение.

"Обсудите с учениками вопрос: "Как мы можем не поддаваться желанию что-нибудь купить?" — гласит один из пунктов программы, разработанной ОБСЕ для школьников средних классов в рамках проекта "Зеленый пакет". Значительная часть населения Украины живет у черты бедности, и задача может показаться издевательской. Но культура потребления никак не связана с достатком. Консьюмеризм и бедным диктует: "Появились деньги — пойди и немедленно потрать их, неважно на что". Хотя основная целевая аудитория проекта Юрцабы — все же средний класс. Украинцам стараются объяснить: первый шаг к экологичному стилю жизни — уменьшение количества ненужных покупок и чрезмерного количества упаковочных материалов.

"Зеленый пакет" для нашей страны создали на основе аналогичного продукта, уже внедренного в ряде государств Центральной и Восточной Европы. Детям, например, предлагается обсуждать темы культуры потребления с родителями — это один из важных моментов адаптации к специфике Украины: они в этих диалогах выступают, по сути, обучаемой стороной. Запустить подобную программу для взрослых пока нереально. Поэтому просвещать их решили через детей.
Так что не удивляйтесь, если ваш ребенок, придя из школы, начнет обсуждать с вами рациональность покупки местных продуктов, на транспортировку которых уходит гораздо меньше топлива.

На праздники Кунина была у род­ственников в Крыму и приобщила их к новому мышлению. В результате на новогодний стол подали в два раза меньше обычного, но еды всем хватило. На следующий день просто приготовили свежее. В итоге — никаких прокисших салатов и переполненных мусорных ведер.

Приходила к такой жизненной позиции Ольга постепенно. Стать разумным потребителем помогла и профессия. "Я понимаю, что все это маркетинговые ходы, реклама, и поэтому не бросаюсь на "горячие предложения", скидки, распродажи", — рассказывает Ольга, которая одной из задач для себя и коллег видит формирование нового потребителя. Пусть и не более экономного (такой невыгоден рекламодателям), но экологически просвещенного и социально ответственного. Кунина верит: рекламистам, маркетологам под силу превратить "правильное" потребление в модное течение.

Мусор в цифрах

  • около 40 млн. кубометров твердых бытовых отходов ежегодно образуется в городах и поселках городского типа Украины
  • их вывозят на 770 городских свалок
  • большинство этих свалок заполнено на 90% и не отвечает требованиям экологической безопасности
  • 50% всех отходов, накопившихся на полигонах, составляет упаковка
  • примерно 100 ведер мусора в год приходится на каждого жителя Киева.
  • Это 180–220 кг бытовых отходов
  • на 90% могут покрывать потребности в сырье современного бумажного комбината отходы использованной картонной упаковки

По данным проекта ОБСЕ "Зелений пакет - Україна"

Анна Устенко, Фокус