Люди-улитки. Украинские туристы все чаще меняют палатки и турбазы на собственные автодома

Украинские туристы все чаще предпочитают отдыхать не в палатках и на турбазах, а в собственных автодомах со всеми удобствами

Related video

Финансист Яна Бойко с детства увлекается туризмом. С палаткой она объездила пол-Украины. Но когда родился ребенок, такой вид отдыха стал проблематичным. Поэтому в прошлом году 30-летняя тогда Яна вместе с мужем приобрела подержанный караван — буксируемый дом на колесах. Только на его реставрацию ушло несколько тысяч долларов. Но вложенных денег семья не жалеет. "Я и представить не могла, насколько это удобно!" — восхищается Яна. Сегодня она продолжает совершенствовать мобильный семейный очаг, причем все делает своими руками. "В караване есть все необходимое: от душа до кухни, он стал для нас вторым домом", — хвастается Яна.

В Украине быстрыми темпами обретает популярность новый вид отдыха — караванинг. По оценкам клуба караванеров Украины, в нашей стране насчитывается около 1000 владельцев автодомов, принимающих активное участие в тематических фестивалях. Многие путешествуют в одиночку, поэтому их сосчитать сложно. "В Европе караванеры по численности уже давно сравнялись с традиционными туристами, — рассказывает организатор клуба караванеров Евгений Биль, — украинцы же массово начали путешествовать в домах на колесах всего несколько лет назад". Это люди, которые не желают отказывать себе в привычных удобствах даже там, где их нет. Кроме жилых прицепов такие условия им обеспечивают автокемперы — самоходные дома на колесах. По комфорту они ничем не уступают караванам.

Для рядовых украинцев стоимость автодома пока еще остается заоблачной. Например, в магазине "Караван-Центр" новенький автокемпер среднего класса предлагают за $75 000–80 000. За такие деньги многие предпочтут купить двухкомнатную квартиру в Киеве. Да и бензина такие машины потребляют по 20 л и больше на 100 км, что при нынешних ценах не всем по карману. А в Европе караванеры — это люди с достатком ниже среднего. Они кочуют с места на место, но все же большую часть времени стоят. Для многих из них караван является единственным домом. Правда, на автокемперах, как и у нас, ездят преимущественно обеспеченные люди, у которых автодом — полная чаша, где есть все: от солнечных батарей до плазменных телевизоров. Для них это образ жизни — туризм с комфортом.

Современные кочевники
30-летний предприниматель из Киева Николай Меркуленко уже четвертый год увлекается караванингом. Жилой прицеп он приобрел за $19 000. На такую покупку его, как и Яну Бойко, подтолкнуло рождение дочери. "Мы не можем жить без путешествий, а с грудничком это сложно", — говорит Николай. Путешествует семья в составе караванерских групп: так безопаснее. Паркуются на специализированных стоянках, где предусмотрены все условия для проживания, вода и электроэнергия. Николай считает, что караван хорош тем, что его можно отцепить, а самим в это время разъезжать по округе на автомобиле. Автокемперу во многие места дорога заказана — маневренность и проходимость не та, да и с парковкой возникают проблемы. "Караван идеально подходит как дача. В нем можно жить даже при морозе до -30°С", — утверждает Меркуленко.

В бюджетных моделях автодомов от двух до шести спальных мест, пара столиков, газовая плита, холодильник, работающий от электричества или газа, автономное водоснабжение с баком для воды на 100 л, бойлер для ее нагрева, биотуалет и душ. В дорогих моделях предусмотрены опции: солнечная батарея, климат-контроль, микроволновка, спутниковая антенна. "Чтобы все это вместить, нужен большой автокемпер, и зачастую его вес превышает 750 кг, — поясняет организатор караванерских слетов Николай Иванюк, — а для такого транспорта требуются права категории Е".

По словам Иванюка, 40% караванеров большую часть жизни проводят на колесах. "Это люди, которые не любят сидеть на месте. Они, словно улитки, тащат свой дом за собой", — говорит 41-летний владелец автокемпера из Кировограда Валерий Гнибиденко.
Владельцы автодомов так любят свои "ракушки", что дают им имена. Караванер Сергей назвал свой кемпер в четь местности, в которой его изготовили, — Гасконец. Многие выбирают клички, характеризирующие автожилье: Бегемотик — для огромных прицепов, Хвостик и Воз — для маленьких, тазиками называют старенькие, но тщательно отреставрированные автодома, моторными хатами или сундуками именуют хорошо укомплектованные караваны.

Караван в пути
Гнибиденко — замдиректора частного предприятия. По работе ему часто приходится ездить в командировки. Поэтому минимум четыре месяца в году он проводит на колесах. Раньше Валерий останавливался в отелях, жена в это время оставалась дома одна. Но с тех пор, как он приобрел автокемпер, они всегда вместе. "Я долго думал, где найти "рюкзак", в который поместилась бы вся семья и собака в придачу, — шутит Валерий. — И однажды попал на сайт караванеров. Так я стал автодомовладельцем". По его мнению, караванинг — это семейный вид отдыха, позволяющий сэкономить немалую сумму денег. Только в прошлом году он благодаря автодому потратил на $7000 меньше, чем если бы пользовался гостиницами: "Недавно мы ночевали на бесплатной парковке в Донецке — под самой "Донбасс-Ареной". А в отеле через дорогу самый дешевый номер обошелся бы в $200!" То же самое происходит на курортах: только за вид на море из окна люди платят по 800–1200 грн., тогда как караванеры паркуются на специально отведенных местах у самой кромки воды всего за 20 грн.

Поселения для караванеров в Украине постепенно обустраиваются. Правда, не так массово, как в Европе. Только в Германии около 4500 автокемперов, и проблем с местами в кемпингах нет. У нас же многие городки не имеют постоянной прописки.

Впрочем, есть и стационарные автокемпинги. Особенно много их на юге страны: под Евпаторией и Феодосией, в Судаке, Чабан-Кале и в поселке Морское, на полуострове Тарханкут и на Арабатской стрелке. Караванеры, любящие зимний отдых, могут отправиться в Буковель — там недавно оборудовали автокемпинг. Кстати, на Евро-2012 многие болельщики, недовольные дороговизной проживания в наших отелях и низким сервисом, приехали в автодомах. Некоторые взяли их напрокат уже в Украине. Остановились они в кемпингах, оборудованных под городами футбольного турнира. К слову, за аренду мобильного дома разные фирмы просят от 100 до 120 евро в сутки. Кроме того, 75 евро придется отдать за сервис (сменная кассета для биотуалета, мойка, страхование) и 1000 евро оставить в залог. "Из-за дороговизны караванов люди предпочитают брать их в аренду, — говорит директор "Автокемпер Украина" Владислав Кассель. — Если за прошлый отчетный год один караван находился в прокате 115 дней, то за этот — 145".

Сообщество растет и самоорганизуется. У караванеров есть даже свой праздник, который отмечают 27 сентября — в день туризма. Кроме того, 15 апреля они традиционно открывают фестивалем сезон. Каждый раз для него выбирается новый город. В этом году ездили в Одессу. "С экипажа взимается плата в размере ста гривен, — говорит организатор слета Иванюк. — За эти деньги они получают не только парко-место, но и развлекательную программу". В октябре сезон закрывают.

Психологи видят в тяге к кочевой жизни дань западной моде. "Караванеры хотят быть более свободными и независимыми. Хотя бы от тех же коммунальных служб", — считает социальный психолог Олег Покальчук. По его мнению, в автодомах люди видят поездную стилистику и дорожную романтику.

Более широкому распространению домов на колесах мешают пока дефицит стоянок, отсутствие разветвленной сети хороших автодорог, сложности с сервисом. "Ремонт производится своими руками, запчасти приходится заказывать за границей", — сетует Николай Меркуленко. В то время, когда в Европе встречаются даже пятизвездочные ночлеги для караванеров, украинские стоянки едва ли дотягивают до двух звезд. Европейской массовости караванинг в Украине явно достигнет не в этом сезоне.

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь.

Сергей Одаренко, Фокус