Добро пожаловать в шок. Туристы переключаются на более изощренные развлечения

Традиционные путешествия теряют свою популярность, и туристы переключаются на более изощренные развлечения

Related video

Британец Янни Юта в детстве любил смотреть фильмы про Дракулу и Франкенштейна. А когда вырос и начал путешествовать, понял – ему очень нравится посещать такие места, как Дахау (концлагерь в Германии) или Поля смерти (места массовых казней) в Камбодже. "С тех пор я был во многих "шоковых" турах и хотел бы вернуться туда в будущем", – говорит Юта Фокусу и признается, что также очень любит бродить по старым кладбищам.

Юта основал сообщество Dark Tourism ("Черный" туризм) в Facebook. Он защитил диссертацию, исследовав феномен популярности этого необычного туристического направления. Свою тягу к местам трагедий британец объясняет так: "Всегда восхищался всем, что связано со смертью и пролитой кровью. Наверное, есть внутри меня что-то темное".

Любителей "черного" туризма становится все больше: фанаты этого вида путешествий отправляются в места массовой гибели людей, катастроф и аварий или просто на кладбища или поля массовых захоронений. В Лондоне пользуется спросом тур, посвященный Джеку-Потрошителю. В американском Новом Орлеане — поездка по следам разрушений после урагана "Катрина" и тур на нью-йоркский Манхэттен к мемориалу "Граунд Зеро", посвященному жертвам атак 11 сентября. В Руанде туристы отправляются в мемориальный центр в Кигали, который возвели в память о жертвах геноцида, когда за три месяца 1994 года вражда между племенами тутси и хуту стоила жизни почти миллиону человек. В Польше туристы едут в музей бывшего концентрационного лагеря "Аушвиц", во Франции — в "поселок мучеников", где в июне 1944-го войска "СС" расстреляли несколько сот человек, и другие места массовой гибели людей.

С каждым годом число посетителей таких объектов растет. Так, в музее "Аушвиц-Биркенау" в Освенциме в 2011 году побывало рекордное число туристов — почти полтора миллиона человек, а возле мемориала на Манхэттене — более 2 млн человек.

Под страхом смерти
Британский психолог и культуролог Шила Киган изучает феномен "черного" туризма. Она сама однажды решила посетить необычный туристический объект и отправилась в Камбоджу на экскурсию по так называемым "полям смерти". Во время правления "красных кхмеров" в 1970-х там были убиты около 3 млн человек. К заключенным, противникам режима Пол Пота, или тем, кого сочли таковыми, применяли жестокие пытки — вырывали ногти, били молотком, заставляли поглощать экскременты, после чего умерщвляли и закапывали в ямах. Сегодня в Чоенг Эк, самом крупном и известном поле смерти, расположен мемориал, куда и привозят туристов. Здесь до сих пор царит жуткая атмосфера тех времен. "В камерах, которые нам показали, были видны пятна крови на полу и кандалы на койках. Я не ожидала, что все это будет таким страшным, — с содроганием вспоминает Киган. — Люди хотят новых впечатлений. Возможно, в этом есть что-то отталкивающее, но больше всего туристов привлекают места, которые заставляют задать вопрос: как мы оказались способны на подобное?" Автор термина "черный туризм" профессор Джон Леннон из Университета Глазго считает, что модная сейчас тенденция посещать места катастроф и трагедий — лишь новая форма выражения самой людской природы. "В основе этого лежит наше восхищение способностью человека творить зло, восхищение смертью, — уверен профессор. — Те же чувства заставляли людей наблюдать за казнями и кровавыми битвами. Увы, массовое посещение мест геноцида вовсе не гарантирует того, что подобные явления больше не повторятся".

Вдохновленный работами Леннона о шоковом туризме фотограф Амбруаз Тезенас в прошлом году снял целую серию о "туристах-чернушниках", как их называют гиды. "Люди обожают фотографироваться на фоне мест, где гибли сотни людей. Интересно, что сказали бы об этом сами погибшие. Я не просто путешествовал по этим местам и снимал людей, приезжавших туда. Я пытался открыть истинное лицо этого нового вида туризма. В наши дни, когда мы окружены виртуальной смертью на экранах телевизоров и компьютеров, настоящая смерть очень далеко от нас", — считает фотограф.

По мнению доктора Филипа Стоуна, исполнительного директора института шокового туризма при Университете центрального Ланкашира (Престон, Англия), визиты в такие места — некая форма светского паломничества. Люди чувствуют, что просто должны там побывать и попытаться найти в этом какой-то смысл. Посетители таких туристических мест, считает доктор Стоун, пытаются понять мотивы преступников. Но каждый с огромным облегчением возвращается к своей безопасной жизни и радуется тому, что не оказался на месте несчастных жертв. Такие туры в первую очередь учат людей считаться со смертью и уважать ее, утверждает Филип Стоун, хотя граница между банальным туризмом и попыткой отдать дань памяти жертвам всегда очень размыта.

Далеко не все готовы к подобному опыту. Американец Брайан Дув рассказывает, как однажды привез на Гавайи троих сыновей с намерением во время отдыха посетить мемориал Перл-Харбор. "Но когда настало время, я повел их в водный парк развлечений. Посмотрел на все с детской точки зрения", — говорит Дув.

Филип Стоун считает, что любое место трагедии автоматически превращается в туристический объект, нравится это кому-то или нет. И нет ничего удивительного в том, что кто-то пытается на подобном влечении людей заработать. Так, в Хорватии власти недавно решили восстановить тюрьму на острове Голи Отток, где раньше содержали "врагов коммунизма", чтобы туристы могли прочувствовать на себе, как здесь жили узники. Аналогичная идея была реализована и в латвийском городе Лиепая — здесь гостям предлагают переночевать в бывшем
коммунистическом концлагере.

Пощекотали нервы
В Украине "черный" туризм пользуется не меньшей популярностью, чем за границей. Мекка любителей адреналиновой встряски и техногенных катастроф — это Чернобыль. За прошлый год Припять и чернобыльскую зону отчуждения, несмотря на жесткий пропускной режим и сложную систему разрешений, посетили с экскурсиями 304 делегации из 48 стран. И это при том, что с конца июня по начало декабря действовал запрет на въезд в 30-километровую зону. По словам ликвидатора, командира взвода радиационной разведки, писателя, эколога и гида Сергея Мирного, визитеры едут со всех уголков мира — Бразилии, Малайзии, Японии, США и Европы. На многих сайтах, посвященных "черному" туризму, Чернобыль входит в десятку самых страшных туристических объектов в мире. Ради этого тура собирается приехать в Украину и британец Янни Юта.

С каждым годом все больше украинцев отправляются пощекотать себе нервы в Чернобыль: если в 2005-м зону посетили 2000 отечественных туристов, то в 2010-м — уже 8000. По наблюдениям Сергея Мирного, в основном приезжают молодые люди лет 30, ведущие активный образ жизни, успешные, с хорошими доходами и неплохим образованием. "Они чувствуют, что там произошло что-то значительное, ими движет познавательный интерес. Все, что было раньше для них иллюзорным, образами из телевизора, в Припяти обретает плоть — вот саркофаг, вот лагерь воинской части и так далее", — поясняет специалист.

По словам киевского психолога Алевтины Шевченко, главное, что движет приверженцами "черного" туризма, — потенциальное чувство облегчения. "Это сродни просмотру фильмов ужасов: сначала мазохистское удовольствие от страха — а если бы я оказался на "Титанике"? — а затем огромное облегчение, что удалось-таки избежать "Титаника", Чужого, Хищника или "Фукусимы". Кроме того, специалист считает, что современные технологии делают жизнь человека психологически чрезмерно комфортной, и шоковый туризм — лучший способ получить необходимую порцию здорового стресса, не подвергая себя реальной опасности.

Страшно интересно
Популярные места "черного" туризма и стоимость экскурсий

Музей "Аушвиц-Биркенау",
Освенцим, Польша
Число посетителей за год — 1,2–1,4 млн
$75–130

Центр памяти жертв 11 сентября,
Нью-Йорк, США
Число посетителей за год — 2 млн
$15

Поля смерти,
Пномпень, Камбоджа
Число посетителей за год — 45 000–60 000
$250–600

Мемориальный комплекс в Кигали,
Руанда
Число посетителей за год — 40 000–50 000
$100–200

Место гибели "Титаника",
Атлантический океан
Число посетителей за год — 25 000–30 000
$16 000–66 000

Источник: по данным зарубежных турагентств

Ирина Навольнева, Яна Седова, Фокус