Тайна ядовитого рейса

Что же перевозил Odisk? — этот вопрос на протяжении недели не давал покоя украинским и российским СМИ, расследовавшим причины отравления экипажа сухогруза в Черном море. Версия о «тайном грузе», однако, не подтвердилась: моряки пострадали из-за халатности капитана и портовых служб 

Related video

5 января грузовое судно Odisk под флагом Сьерра-Леоне, приписанное к порту Фритаун, направлявшееся из Керчи в турецкий порт Искандерун на Средиземном море, остановилось в километре от Ялты. Капитан попросил у дежурного Ялтинского порта медицинской помощи для четырех членов экипажа. Всего в команде было 10 человек: шестеро украинцев и четверо россиян. Пока медслужба добиралась до судна, 23-летний матрос, украинец Сергей Терехин, умер. 26-летний электромеханик, россиянин Армен Лидков, скончался уже на буксире, по пути к берегу. Троих моряков в крайне тяжелом состоянии доставили в Ялтинскую городскую больницу, остальных госпитализировали чуть позже. Реаниматолог Михаил Коваленко сообщил Фокусу, что хоть его пациенты уже переведены в терапевтическое отделение, следствием тяжелого отравления может быть нарушение работы сердца и печени.

Контрабанда?
Из Керчи в Турцию Odisk вез 2 тыс. тонн ферросилиция (сплав железа с кремнием), используемого в металлургии для производства высоколегированной стали. По версии МЧС, моряки отравились фосфином — газом, который выделяется при контакте ферросилиция с водой. Президент российской организации "За химическую безопасность", доктор химических наук Лев Федоров в эфире радиостанции "Эхо Москвы" такую версию поспешил опровергнуть и заверил, что образование фосфина из перевозимых судном веществ невозможно: "Наличие этого газа означает, что моряки везли нечто тайное!".

Так возникла гипотеза о химическом оружии, которое зачем-то переправляли в Турцию. По мнению замдиректора Института физической химии им. Писаржевского НАН Украины, доктора химических наук Виталия Павлищука, ядовитый газ запросто мог появиться и без тайного груза.

— Чистый сплав железа с кремнием действительно не может образовать газ, содержащий фосфор. Но на борту ведь был технический ферросилиций, в котором есть фосфиды, — пояснил профессор Фокусу. — А они, разлагаясь под воздействием воды, выделяют фосфин.

Арбузы, но не химия
Каким образом две тысячи тонн груза могли контактировать с водой, если были заперты в трюмах? Версия, что ферросилиций намок под дождем, когда его грузили на Odisk, весьма сомнительна. Ведь одновременно таким же ферросилицием загружали другой сухогруз Sabri Chihan, который успешно дошел до пункта назначения.

Спустя четыре дня после ЧП глава МЧС Нестор Шуфрич, поспешивший принять личное участие в операции по спасению моряков, сообщил, что в пути на судне сломался один из двигателей. Капитан решил продолжать рейс. Из-за ремонта на скорую руку вода и оказалась в грузовых трюмах.

Однако у трагедии есть более глубокие причины. Помощник начальника ГУ МЧС в Крыму Владимир Иванов сообщил, что судно Odisk не предназначено для транспортировки химических веществ.

— Это сухогруз рассчитан на перевозки рефрижераторного типа. Как сказал на нашем экстренном совещании главный санитарный врач на водном транспорте Николай Голубятников, такое судно можно грузить арбузами и апельсинами, но никак не ферросилицием. Вентиляция в трюмах не обособлена от остальных помещений судна, поэтому ядовитый газ быстро наполнил все отсеки, — уверен Владимир Иванов.

Кроме того, Фокус выяснил, что на информационно-справочном сайте речного флота России сообщается: грузоподъемность теплоходов проекта 326 (тип "река-море"), к которым относится Odisk, — 1000-1600 т, а команда — 13 человек. Соответственно, в Черное море судно вышло перегруженным и с недоукомплектованным экипажем (кстати, все, кроме капитана, были новичками). Неудивительно, что при этом "полетел" двигатель.

К ответственности за ЧП прокуратура Крыма намерена привлечь капитана, его старшего помощника и контролирующие службы портового надзора Керченского морского порта, которые выпустили в море неподготовленное судно. Прокурор Крыма Виктор Шемчук возбудил уголовное дело по ст. 367 ч. 2 УК Украины (должностная халатность, приведшая к тяжелым последствиям).
Сейчас Odisk пришвартован в Керченском порту. Весь ферросилиций выгружен и хранится на спецскладе. "Ядовитый" корабль наводит ужас на жителей окрестных домов, и поэтому сотрудники МЧС проводят показательные замеры предельно допустимой концентрации фосфина на судне и вокруг него: она равна нулю.