Совсем один. Как заработать на одиночестве

Одиноких уже не называют неудачниками. Наоборот — такие люди живут в свое удовольствие, считаются идеальными работниками и щедрыми потребителями

Related video

Киевлянину Михаилу Авдюшкину 26 лет. Он работает интернет-маркетинг менеджером и в ближайшие десять лет не планирует менять холостяцкую жизнь на семейную. Жить одному даже комфортно, признается он Фокусу. Можно без оглядки планировать время, контролировать финансы, не обременяя себя отчетами о том, куда потратил очередную зарплату. "С друзьями погулять — не вопрос, не ночевать дома — тоже не вопрос, мне не нужно ни перед кем отчитываться, — рассказывает Михаил. — Я могу позволить себе ездить по Украине и за границу. В этом году четыре раза путешествовал. Честно говоря, имей я семью, жену, думаю, не смог бы себе этого позволить". Михаил недавно купил Volskwagen, теперь планирует покупку квартиры или дома. Он говорит, что 70% его друзей — люди несемейные и, как и он, скорее спешат жить, чем соответствовать общественным стереотипам о счастливой семейной жизни.

Города одиночек
В 1957 году ученые факультета психологии Мичиганского университета провели опрос: что думают американцы о своих одиноких согражданах. 80% опрошенных назвали их "больными", "невротиками" и "аморальными личностями". Тогда 70% населения старше 21 года были женаты. Сегодня семейных американцев — всего 51%. Остальные не спешат связать себя узами брака, и, согласно прогнозам Бюро переписи населения США, 10% из них не женятся никогда. Именно США лидируют по числу холостяцких домохозяйств. В американских мегаполисах — Атланте, Сиэтле, Денвере — доля горожан-одиночек составляет 40%. На Манхеттене в Нью-Йорке около 50% квартир занимают холостяки. В Лондоне и Париже цифры те же, а вот в Стокгольме этот процент достигает 60. Самые "одинокие" страны в Европе — Швеция, Дания, Норвегия и Германия.

Социологи прогнозируют, что к 2020 году холостяков в мире будет не менее 331 млн, или 15,7% от общего количества домохозяйств. Доцент факультета социологии Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко Людмила Малес эту тенденцию объясняет повышением возраста вступления в брак, растущим количеством фактических браков и других видов партнерства (гостевой брак и т. д.). Плюс огромное число разводов, после которых мужчина вступает в новый брак, а женщина часто остается одна. К тому же мужчины склонны к рискованному поведению, что увеличивает вероятность внезапной смертности в трудовом возрасте. Это, в свою очередь, приводит к тому, что среди тех, кому за 30, женщин становится больше мужчин, и с каждым годом эта диспропорция увеличивается. Число холостяков растет и из-за трудовой миграции. На новом месте непросто пустить корни, чтобы жить с партнером и родить детей, говорит Фокусу Малес. Эта категория и в Украине, и на Западе скорее относится к вынужденно одиноким людям, которые оказались заложниками обстоятельств. Рынок тем временем через рекламу товаров, техники и сферы услуг пропагандирует самостоятельную жизнь, которая уже не воспринимается как жизненная драма и неполноценность, говорит Малес. "Современное добровольное самостоятельное как временное, так и длительное проживание — это проявление тенденции индивидуализации в современном украинском обществе, — поясняет Малес. — Это связано с общеевропейским ослаблением влияния отношений, которые основаны на кровнородственных связях в пользу сообществ с общей социальной принадлежностью, мировоззрением, культурными приоритетами".

Для себя любимого
Когда американке Шерри Лангберт было 24 года, она решила, что в ее жизни главное — независимость и карьера. С тех пор прошло 13 лет, Шерри в своем выборе не разочаровалась, хотя и поняла, что одиночкам непросто в современном обществе. По словам Лангберт, в США мало кто до сих пор обращал внимание на потребности одиночек, хотя их в стране больше 90 млн. Чтобы помочь таким, как она сама, американка основала веб-сайт SingleEdition.com. Советы, которых много на этом ресурсе, по мнению Шерри, должны помочь холостякам получать от жизни удовольствие, не считая себя неудачниками из-за того, что соседи устраивают семейные барбекю и каждый день возят детей в школу. "У мира холостяков — свой стиль жизни, — говорит Лангберт. — Но этот сегмент пока недооценивается как политиками, так и рынками".

Согласно данным британской компании Datamonitor, холостяки обоих полов до 50 лет — лучшая клиентура для бизнеса. На собственные нужды они тратят в два раза больше людей семейных. Это подтверждают и внутренние исследования крупнейших компаний. Корпорация Nestlé выяснила, что 90% ее полуфабрикатов Lean Cuisine покупают одинокие люди. Шведская Ikea обнаружила новый тренд в своей сети — рост популярности товаров для небольших квартир. Норвежская туристическая компания Norwegian Cruise Line, заметив увеличение доли одиноких людей, начала предлагать холостяцкие круизы. Компания Chevrolet, пытаясь привлечь внимание одиноких женщин, сняла рекламу автомобиля Malibu: после неудавшегося свидания девушка отправляется покататься на машине с подругой. А корпорация De Beers, которая занимается добычей, обработкой и продажей природных алмазов, сняла ролик о "кольце на правую руку", подчеркнув, что девушкам не стоит ждать помолвки и замужества, чтобы украсить свой безымянный палец элегантным украшением с бриллиантом. Рынок недвижимости тоже обращает внимание на холостяков. В развитых странах появляется больше специальных предложений — маленьких уютных квартир в центральных районах мегаполисов. Согласно данным Национальной ассоциации риелторов, сегодня холостяки покупают каждый третий дом в США. Одиночки становятся нормой, хотя большинство не отказывается от мысли рано или поздно жениться или выйти замуж и родить детей.

"Создавать семью до 30 лет не имеет смысла, — считает киевлянин Михаил Авдюшкин. — Надо сначала как минимум сделать карьеру и достичь стабильного материального положения". Но если кто-то будет не готов к такому серьезному шагу и через 10–15 лет, можно вообще отказаться от этой идеи, ничего страшного, считает Авдюшкин, в этом нет.

Олег Стрекалов, Фокус