Штраф х 20: с 17 ноября штрафы за нарушение правил дорожного движения возрастут в десятки раз

Многие слышали, что штрафы за нарушение правил дорожного движения возрастут в среднем в 20 раз. Но далеко не все знают, что произойдет это только после 17 ноября

Related video

"Знакомый сотрудник ГАИ аж плясал от удовольствия, рассказывая, как они все ждут введения новых штрафов", – пишет один из участников интернет-форума, где обсуждается закон, ужесточающий наказания за нарушение ПДД.

На радость ГАИ
Радость гаишника объяснима: если сегодня штраф за нарушение правил обгона или проезда перекрестков составляет 8,5 грн., то с 17 ноября эта сумма возрастет до 510 грн. За управление автомобилем без документов придется заплатить 425–850 грн. вместо прежних 17 грн., за вождение в нетрезвом виде – 2550–3400 грн. (255 грн.), за нарушение, повлекшее телесное повреждение средней тяжести, – 3400–8500 грн. (1700 грн.).

Появятся и новые штрафы: например, за разговор по телефону во время движения без использования hands-free гарнитуры – 510 грн., за перевозку пассажиров на автобусном маршруте протяженностью свыше 500 км силами одного водителя – 170–255 грн., за нарушение правил установки спецсигналов (мигалок) – 850–1200 грн.

Документ также узаконил действия эвакуаторов и разрешил гаишникам изымать у злостных нарушителей права. Кроме штрафов проект закона также предполагал введение штрафных баллов, которые должны были начисляться за каждое нарушение. Планировалось, что водителя, набравшего 30 баллов (создание аварийной обстановки – 15 баллов) и более, следовало лишать прав и отправлять на пересдачу экзаменов. Правда, в итоге депутаты отказались от этой идеи.

В новом законе также предусмотрены и новые виды наказаний: административный арест и общественные работы. Выполнять их предстоит в свободное от работы или учебы время. Чем занять провинившихся водителей, будут определять органы местного самоуправления.

Изменения коснулись и пешеходов – штраф за переход дороги в неустановленном месте теперь будет составлять не 2 грн., а 51.

Отныне автомобиль сможет проходить техосмотр на аккредитованных СТО, а не в ГАИ, как прежде. Если у водителя есть непогашенный штраф, это будет зафиксировано в специальном реестре, и пройти ТО он не сможет. Машину в этом случае с "башмаком" на колесе отправят на штраф-площадку, откуда четырехколесную собственность придется выкупать.

Но главное – теперь инспектор имеет законное право выписать штраф на месте. Как уточняют в пресс-службе Департамента ГАИ, инспектор не будет брать деньги – он составит протокол и выпишет квитанцию на оплату через банк. Водитель, впрочем, может обжаловать решение сотрудника ГАИ в суде.

Личность устанавливается
Новый закон граждане восприняли неоднозначно: по результатам опроса, проведенного на сайте ГАИ, 28% поддерживают законопроект, 40% не поддерживают, 30% выступают за еще большее усиление ответственности, а двум процентам все равно.

Одни уверены, что высокие штрафы наведут порядок на дорогах и приблизят страну к европейским стандартам. Другие считают, что хронических нарушителей новый закон не остановит, выиграют лишь гаишники, которые взвинтят мзду. Третьи злорадствуют, мол, пора ставить четырехколесного приятеля в гараж и либо ездить на маршрутках, либо осваивать велосипед, или привыкать передвигаться пешком.

Адвокат Вадим Володарский, специализирующийся на защите прав автомобилистов, уверен, что скоро от клиентов не будет отбоя. Но это его не тешит.

– Новый закон – это, по сути, правовая катастрофа, – считает юрист. – Все говорят о повышении штрафов, но это лишь вершина айсберга.

В подтверждение правозащитник приводит примеры.

В частности, гаишники намерены фиксировать нарушения с помощью видеокамер и фотографирования номерного знака. Но поскольку установить личность водителя не всегда возможно, вводится ответственность собственника транспортного средства.

– Это самая страшная вещь: закон впервые предполагает ответственность лица, не совершившего ничего противоправного, – говорит г-н Володарский. – Это нарушение всех устоев административного права.

Следуя такой логике, следовало бы наказывать директора завода, изготовляющего рыболовные сети, если невозможно найти браконьера, который ими воспользовался.

– Выходит, что водителей исключают из нормального правового поля, – отмечает адвокат.

Киевлянин Сергей Дрозач тоже считает, что новый закон изобилует перегибами.

– Допустим, лишение прав вождения на 10 лет за систематические нарушения ПДД. Интересно, как вообще высчитывалась эта цифра? Человека после 10 лет без водительского стажа необходимо заново посылать на курсы. Лишали бы пожизненно, – возмущается Сергей. – А штраф в размере 170–255 гривен за грязный номерной знак! Представляю себе, как сотрудник ДПС на глаз определяет загрязненность номеров. Думаю, теперь на службу будут набирать бывших снайперов.

Суд да дело
Департамент ГАИ МВД Украины также намерен предложить правительству ограничить срок действия водительских удостоверений 10-ю годами с момента получения, поскольку "бывают случаи, когда граждане, имея водительские права, долгое время не пользуются автомобилем и теряют навыки и знания". Повторная выдача удостоверения, по задумке автоинспекторов, будет сопровождаться экзаменами по вождению.

Процедура пересдачи, по мнению Вадима Володарского, "вещь коррупционноемкая", поскольку в наших условиях отягощена прохождением медкомиссии, не имеющей аналогов в цивилизованном мире.

– В Европе и США проверяют лишь зрение. Никому не приходит в голову отказать в водительских правах человеку, у которого когда-то был инфаркт. Если же посмотреть наши противопоказания к управлению, неясно, как вообще в стране остались водители, – говорит правозащитник.

Володарский считает, что штрафы действительно стоило бы поднять. Но ни в коем случае нельзя было исключать эти дела из компетенции судов. Глупо надеяться, что новый закон, позволяющий инспектору на месте выписывать штраф, разгрузит ныне заваленные протоколами суды.

– Сейчас по делам, где штраф 17 гривен, никого в суд не вызывают – пачки протоколов отдают помощникам судей, которые пишут проекты постановлений. Теперь суммы штрафов серьезно возросли, и народ будет судиться. Гаишник в суд не явился – заседание откладывается. В итоге объем работы – теперь уже у судей, а не у помощников – только возрастет, – утверждает адвокат.

По его мнению, государству следовало бы четко установить в делах об административных нарушениях презумпцию невиновности и ввести такой же принцип оценки доказательств, как и в уголовных делах.

– Тогда водитель платил бы в случае нарушения серьезные штрафы, но, с другой стороны, был бы защищен от необоснованных обвинений и "развода" со стороны гаишников, – говорит Володарский.

Очевидно, что высокие штрафы прямо пропорционально отразятся на размере взяток. Уже сейчас – до вступления в силу изменений к закону – гаишники увеличили расценки на неофициальное решение вопроса, объясняя это "новыми штрафами". Но МВД ищет способ побороть коррупцию среди гаишников. Планируется обязать инспекторов общаться с водителями при включенном диктофоне. Сотрудникам ГАИ, уличившим нарушителя в попытке "решить вопрос без протокола", обещают выдавать премии, равные предлагаемой взятке. А недавно департамент ГАИ объявил, что инспектору на посту будет разрешено иметь при себе не больше ста гривен. Если проверка обнаружит большую сумму, будет проводиться расследование.

27 октября глава МВД Юрий Луценко рассказал об одном способе очистить ряды от взяточников – необходимо перевести сотрудников ГАИ на контрактную основу и значительно повысить зарплату.

– Но одного сигнала, одного телефонного звонка о злоупотреблениях со стороны будет достаточно, чтобы перевести такого работника в другое подразделение, например в ППС,– отметил министр.

Деньги на баранкиНовый перечень нарушений предполагает 51 пункт. Вот некоторые из них