Объединяться и говорить. Как выжить беженцам из Донбасса

"Ватников", сбежавших вглубь Украины, ненавидят и презирают, а вместе с ними – частенько и всех других переселенцев

AP
AP
Related video

Бегущих от войны осуждать трудно. Но сейчас в Украине складывается парадоксальная ситуация: здоровые мужики в поисках лучшей жизни из Донбасса бегут, а освобождать их землю едут мобилизованные со всей Украины. С этической точки зрения картина происходящего скользкая, как мокрый лед. Поэтому к беженцам востока относятся с опаской. Особенно к тем, кто еще вчера призывал российский сапог на украинскую землю. Заслуженно или нет, но именно их многие считают истинными виновниками войны, без поддержки которых боевики никогда бы не захватили власть в Донбассе. Так что "ватников", сбежавших вглубь Украины, ненавидят и презирают, а вместе с ними – частенько и всех других переселенцев. "Валите в свою любимую Россию!" – кричат им, особо не разбираясь, кто есть кто в этой разношерстной толпе.

Раскол намечается и среди самих переселенцев. Многие уехали из Донбасса подальше от "ватников". Некоторым в буквальном смысле пришлось спасать свои жизни. Угрозы, похищения, убийства, травля инакомыслящих – все это делалось под одобрительное улюлюканье агрессивной толпы, для которой хороший "укр" – мертвый "укр". Вырвался, уехал за тридевять земель, выдохнул – и вдруг обнаружил, что рядом с тобой – все те же "ватники". Только теперь это не упоенные "русской весной" погромщики, а несчастные жертвы бомбежек, продолжающие рассказывать страшилки о зверствах "хунты".

Распутывать этот ком противоречий пока некому. Местные органы власти, которые занимаются обустройством беженцев, едва справляются с материальной стороной вопроса. В остальном все беженцы для них одинаковы. За исключением разве что преступников и скрывающихся боевиков. Инкультурацией приезжих некогда заниматься и местным активистам и волонтерам. Да и не всем хочется. Один раз столкнувшись с хамоватыми и наглыми переселенцами, многие теряют всякую мотивацию к благотворительности. Хотя реабилитация "ватников" возможна.

Для этого в Украине должна начаться публичная дискуссия о беженцах. Честная. Без экивоков и истерик. И громче всех должны заговорить сами переселенцы, молчание которых подпитывает стереотипы. Пора честно признать, что есть среди них и "ватники", и люмпены. Но полно и адекватных, порядочных людей, которых не нужно бояться и которых нет причин презирать.

Беженцам нужно обрести лицо. Поэтому-то во всем мире мигранты создают свои диаспоры, землячества и прочие общины, делегируя представителей для общения с местным населением, властями и т.д. Такая самоорганизация открывает возможности для внутренней взаимопомощи мигрантов и позволяет контролировать в их среде буйных, осложняющих и без того непростые отношения с местным населением. Взять хотя бы крымских татар. До аннексии Крыма отношение к ним на материке было противоречивым. Но благодаря последовательной проукраинской позиции Меджлиса татары стали большими друзьями украинцев, чем этнически, конфессионально и культурно близкие русские.

Кроме того, переселенцам нужно понять, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Особенно, если речь идет об информационных волнах. Слухи о жлобском поведении беженцев разносятся по стране со скоростью звука. И это не просто разговорчики. Уже сейчас переселенцы то и дело сталкиваются с предвзятым отношением к себе. "Ребята, извините, но я проблем не хочу. Вдруг вы сепаратисты какие-то" – заявила знакомым из Донбасса хозяйка квартиры в Киеве. Товарищу из Луганска пришлось обить немало харьковских порогов, чтобы устроиться на работу – отказывали, едва взглянув на прописку.

В общем, за дело нужно браться уже сейчас. Потому как любой скандал с беженцами тотчас аукнется цепной реакцией недовольств по всей стране. А от нового раскола в обществе не выиграет никто.