Дуть в свои паруса. Зачем нам нужен национальный блокбастер

Мне давно и срочно необходим блокбастер о борьбе за свободу Украины, такой, чтобы Брюс Уиллис с оселедцем на голове и без Боярского

Related video

Силы небесные чутко улавливают тот момент, когда "чайник" готов закипеть от чтения ленты новостей, и с целью отвлечь от бытия насылают то холодную воду, то важные письма. В этот раз мне повезло — товарищ прислал сценарий кинофильма с такой преамбулой: то, что нужно Украине сейчас.

Читать сценарии не люблю — они напоминают мне пьесы, которых я еще в школе переел. Но в нынешней ситуации любая отключка от событийного кошмара на вес золота. Ну и прочел, ни секунды не пожалел — задорная фэнтези-комедия с подтекстом. Действие происходит в Крыму, национальная идея присутствует, характеры прописаны, крепкая вроде работа со всех сторон. А значит, не экранизируемая никак, потому что за державный кошт у нас снимают или фестивальные постсоветские реалити, или отголоски пресловутого поэтичного кино семидесятых.

Однажды я ходил на национальный питчинг — это когда авторы идеи предлагают себя Госкино с целью получить какой-нибудь бюджет. Впечатлений хватило надолго. Там у соискателей классический украинский шпагат с дулей в кармане — между кухней и санузлом — так чтобы и от кормушки недалеко, и было куда сблевать от отвращения к происходящему.

В письме со сценарием присутствовал еще один важный момент — ссылка на информацию о съемках российского фильма "Море волнуется". В том, что наши, скажем так, оппоненты обязательно заколампоцают кинишку про "крымих", сомнений не было. Сразу представил себе украинофоба Говорухина в роли бандеровца, скривился, разозлился и сел писать эту колонку.

Помните песню "Мурка"? Мне всегда казалось, что в строчке "банда занималась темными делами" ключевым является слово "занималась". Мы можем хоть на три жизни вперед напитаться уверенностью в своей правоте и жить в белых перчатках, голосуя на выборах за людей с черными душами, а оппоненты в это время будут "заниматься" своими делами, следуя принципу "чем хуже Украине, тем лучше". И те, кто колеблется (а борьба ведь идет за них), с радостью поверят и съедят. Потому что просто, понятно, сильно, везде и для всех.

И кино тут — на первых ролях. Это понимал и картавый истукан, и усатый, а уж о нынешнем и говорить нечего, у них кино сразу побежало с колен вставать, вслед за телевизором.

СССР уж на что мертворожденной и жадной конструкцией был, но на идеологии не экономил, вот и творили тысячи режиссеров и композиторов с поэтами-песенниками. На тысячу финансируемых выпадал один толковый и создавал шедевр, который до сих пор питает ностальгией и зрителей, и слушателей — вот раньше было, это да. То, что оставшиеся 999 из тысячи кушали вхолостую, неважно. Издержки производства. Главное — без конкуренции вложить в голову населения то, что нужно в конкретный исторический момент.

И вот тут главный вопрос: что делать нам? Можно сколько угодно клеймить в соцсетях каналы за демонстрацию мыла из тундры, но что им показывать? "Аббатство Даунтон"? Телевизионщики, может, и рады на работе смотреть то же, что и дома, но акционеры считать умеют, и рейтинг IMDb им ни о чем не говорит. Вот и выходит, что в рекламном блоке — "Слава Украине", а потом опять "Воронины".

Для того чтобы получилось свое кино, нужно много времени, бюджет стоимостью в миллион бронежилетов и, мягко говоря, не присущее нашим широтам ситуативное совпадение интересов государства, власти, бизнеса и зрителя. Ага, мне тоже верится с трудом.

Но надо пробовать, другого выхода нет. Вот в маленькой Литве взяли и сделали комедийный криминальный экшен "Перенаправленный" с Винни Джонсом. Да, бюджетно, да, под Гая Ричи, но сделали — себя показали, страну засветили. Люди "занимались" своим продуктом. Так почему бы нам не попробовать? У гордости должна быть база — достойная история и яркий образ, а то последнего симпатичного украинского воина сыграл россиянин в польском фильме.

Недавно мы играли на российской правозащитной конференции в Париже. Все вокруг милые, правильные и с такими интеллигентными лицами, что фейс-контроль в нашу Раду не пройдут. И вещи правильные говорят, но противостоит им пусть и ржавая местами, но машина, винтики которой "занимаются" темными делами. Им нужно или строить свою машину, или дальше слушать отличные эфиры Виктора Шендеровича на "Эхе Москвы". А нам надо бороться дальше, бороться за свое.

В моих мечтах фильм по сценарию товарища уже снят и идет в прайме самых нелюбимых телеканалов. И он не один — несколько фильмов снято, наверняка хорошие идеи витают и в соседних многоэтажках. И это работает на национальную идею, не зря ведь кино является важнейшим из искусств, как говорила модель для памятников, которым тут не место.