SMS-викторины и платный интерактив на ТВ могут запретить

Больше всего от платных телеигр страдают доверчивые пенсионеры, иногда дети от 10 до 12 лет, говорит член Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Татьяна Мокриди.

Related video

В конце мая в парламенте был зарегистрирован законопроект, который предлагает урегулировать трансляцию программ с платными интерактивными конкурсами. "Наш проект уже получил научно-экспертную оценку, а в прошлом месяце был рассмотрен на заседании Комитета по свободе слова и информации, – рассказывает один из его авторов депутат Николай Баграев. – Думаю, когда накал политических страстей немного поутихнет, у него есть все шансы быть одобренным Верховной Радой".

Сегодня, согласно рекомендациям Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, платные викторины, телегадания и другие "передачи, которые могут нанести финансовый ущерб телезрителям", должны сопровождаться контрастными предупреждениями о стоимости звонка, занимающими не менее 15% площади экрана. По словам Татьяны Мокриди, эти условия интерактивщики в основном соблюдают, зато в остальном жульничают не хуже Остапа Бендера.

Повторение – мать учения
"Хотите вас протестируем? Если вы согласны с тем, что легкие деньги можно заработать всегда, надо лишь угадать момент, когда этого захотят высшие силы, немедленно переключайте канал, на котором идет платная телевикторина. Вы – потенциальная жертва обмана", – шутит психолог Валентина Кулинич.

В отличие от Татьяны Мокриди она считает, что, не имея возможности спустить деньги в залах игровых автоматов, игроголики обязательно вспомнят о "ящиках". Проверить, так ли это, увы, невозможно: на каналах утверждают, что такие шоу они не делают, а лишь продают эфирное время. Мобильные операторы прикрываются контрактами с пунктами о неразглашении. Контент-провайдеры, предоставляющие услуги по организации зрительского дозвона и голосования, также аккуратно уходят от темы. "Наша работа заключается в том, что мы предоставляем короткие номера творческим коллективам и следим за их корректной работой", – объясняет Фокусу советник по коммерческим вопросам компании iSystem International Кирилл Чередниченко. Зато все участники этого процесса в один голос заявляют, что условия участия повторяются в программе дважды: на экране и по телефону.

Как рассказали Фокусу источники, работающие в этом бизнесе, ожидать откровений в этом вопросе глупо – слишком выгодное занятие. Эфиры, где девушки умоляют отгадать задание пэтэушной сложности, обходятся их создателям в копейки, зато от наивных украинцев, желающих рискнуть, нет отбоя. По сведениям г-жи Мокриди, ежемесячная чистая прибыль от полуторачасовой программы вроде

"Телешанса" или "Денежного дождя" составляет 300–500 тыс. грн. – в зависимости от рейтинга канала и количества участников. Эти деньги делят между собой студия-производитель, контент-провайдер и телекомпания, осуществляющая трансляцию. В среднем жители Украины ежемесячно тратят на телевизионные викторины 0,9–1,5 млн. грн.

Позолоти ручку
"Людям свойственно делиться проблемами. И наши программы им помогают. Сами понимаете, рассказать о своей беде чужому человеку порой легче, чем знакомому", – объясняет Лукас Эйнджелл, акционер компании "Л.А. Iнтерактив". С начала года она транслирует на канале "Тонис" так называемый эзотерический проект "Знаки долі". В прошлом году эта же компания делала для НТН эротически-развлекательную программу "Клуб Нічки", где полуголые красотки предлагали пообщаться по телефону на интимные темы. По словам г-на Эйнджелла, очередное интерактивное детище "Знаки долі", изготовляемое по формату известного голландского телегиганта Endemol, пока оправдывает надежды своих владельцев. Зрителям во избежание дополнительных расходов при соединении с мобильным оператором он заботливо советует звонить со стационарных телефонов. А вот контакты телевизионных оракулов давать отказывается. Говорит, что от общения с журналистами работники магических сфер могут зазнаться.

Тем не менее контакты ведущей целительницы "Знаків долі" можно без труда найти в интернете. "Прежде всего я помогаю освободиться от стереотипов и научиться принимать самостоятельные решения", – говорит наследственная ясновидящая и психолог Лилия Романова. Рассказывая о своем призвании, она вспоминает, что перепробовала много профессий, но лучше всего у нее получалось давать советы отчаявшимся знакомым. Теперь экстрасенсорное творчество – семейный бизнес. Ее старший сын Аркадий Ковальский пробовал себя в "Битве экстрасенсов" на СТБ. Тот факт, что людям приходится оплачивать даже ожидание разговора в эфире, ее не смущает. "У каждого свой путь ко мне и к истине, – философски замечает она. На сайте Романовой в сети расценки на услуги колеблются от 200 грн. за 20-минутную дистанционную консультацию до 1000 грн. за нумерологический анализ совместимости.

После контактов с телевизионными прорицателями нередки и курьезы. "Телефонное общение с гадалкой обошлось мне в 170 грн., – рассказывает менеджер Юлия Огиевская. – Сначала она меня расспрашивала обо всех подробностях, предсказывала всевозможные радости личной жизни, в том числе увидела в своих картах мое скорое примирение с парнем. В итоге мы через пару недель небеспроблемно разошлись".

Клуб болельщиков
Впрочем, зарабатывать можно не только на азартных и мнительных телезрителях. Для начала снимается красивое шоу, участники которого соревнуются в танцевальных, вокальных или экстрасенсорных умениях. А вскоре чувствительный зритель, наблюдая за его перипетиями, превращается в болельщика, готового за пару гривен поддержать любимого героя. Интересно, что на специализированных форумах, где собираются поклонники таких телесражений, встретить сетования по поводу платы за SMS практически невозможно. "Здесь хотя бы есть за что отдать свои кровные, – делится продавец Рита Вакуленко, поклонница телевизионных талант-шоу. – Мы же подаем музыкантам на улице за то, что они хорошо играют. Так почему бы не поддержать понравившихся артистов с помощью телевидения?" Лучшими шоу на ТВ она считает продукты СТБ "Танцують всі" и "Україна має талант".

Фокус поинтересовался у этого телеканала, куда уходят деньги верных и щедрых телезрителей. "Стоимость устанавливает телекомпания совместно с мобильным оператором и контент-провайдером. К тому же в договоре, который заключается между владельцем формата и его покупателем (большинство проектов на украинском ТВ неоригинальные, к примеру, "Україна має талант" – аналог американского шоу America"s got talent. – Фокус), есть уточнение, что эта услуга должна быть доступна для всех слоев населения", – сообщили в пресс-службе канала.

Авторы законопроекта такой вид телевизионного интерактива регулировать не собираются. "На подобные передачи нормы будущего закона распространяться не будут. В данном случае это голосование не предполагает, что телезритель становится непосредственным участником шоу и претендует на приз либо вознаграждение за победу в нем", – объясняет Николай Баграев.

Пока закон не принят, спасение утопающих остается делом рук самих утопающих. "Я и мои коллеги часто призываем телезрителей воздержаться от участия в интерактивных играх, – замечает Татьяна Мокриди. – Если же люди не хотят этого слышать, пускай сами за это расплачиваются".

Ольга Бирзул