Уроки химии

Было около семи часов вечера, когда в село Ожидов примчался местный железнодорожный начальник. Взволнованный, носился по селу, уговаривал закрывать окна и двери и вообще прятаться подальше. Приблизительно в то же время местная жительница 70-летняя Зинаида Гузима обратила внимание на низкое, молочного цвета, облако, двигавшееся со стороны железной дороги. Тогда же воздух стал ощутимо горчить

Related video

Оценив обстановку, во все имеющиеся автомобили жители села набивались едва ли не по десять человек. Многие еще не знали, куда ехать, но точно уяснили себе главное: они хотят быть как можно дальше отсюда. То же самое в ближайшее время проделали жители шести ближайших сел, чем значительно облегчили МЧС труды по эвакуации. Все, кто мог, уехали или ушли раньше прибытия спасателей. Поскольку, если и усвоил за последние годы что-то "пересічний українець", так это то, что в чрезвычайной ситуации надеяться надо прежде всего на себя. А именно такая обстановка и сложилась на Львовщине в понедельник.

Спустя сутки окрестности Ожидова напоминали театр военных действий. Но, хотя у железной дороги, около опрокинутых вагонов с фосфором, собралось не меньше сотни единиц спецтехники и больше сотни пожарных и военных, облако ядовитого пара все еще зловеще нависало над местностью, растянувшись на километры.

Спасатели явно не знали, как правильно подступиться к пылающему химикату — топили пожар в пене, но на горячем летнем воздухе (на Львовщине в начале недели было +36 0С) испаряющийся фосфор воспламенялся снова, так что даже к вечеру следующего дня отчитаться о ликвидации огня МЧС никак не могло. Ждали приезда изготовителей злополучного вещества. Их вызвали из Казахстана (на Украине ни одного подобного предприятия нет), откуда фосфор попал к нам. Казахскую комиссию на месте событий ожидали в среду, и сегодня уже должно быть известно, чем увенчался ее визит.

Еще до того как приехали эксперты, появились официальная и неофициальная версии катастрофы. По скупой официальной получалось, что фосфорный поезд сошел с рельсов и потом загорелся, что, впрочем, не объясняло, почему.

Неофициальная, бродившая на месте событий, была более полна подробностями. По ней получалось, что состав, а за ним и добрая часть Львовщины, пострадали из-за евростандартов. То есть, вернее, из-за их своеобразного понимания. Говорили, что на Запад фосфор полагается провозить в герметичных цистернах, и неприспособленные для этого казахские емкости герметизировали искусственно — просто заварили все отверстия. Перегрева в пути фосфор не выдержал и взорвался.

Впрочем, до тех пор пока расследование не дало определенных результатов, никто, понятное дело, ничего более авторитетного не скажет.

Но жителей в радиусе 50 км, конечно, все эти подробности никак не волновали. Волновало то, что их быт, а возможно, и здоровье, нарушились раз и не навсегда.

— Нам в первый же день запретили есть овощи с огородов и пить воду. Разве что дышать не запретили! — рассказывает Фокусу Зинаида Гузима. Она, как и многие старики, от фосфора не бежала — осталась на хозяйстве, философски аргументируя это тем, что "хуже, может, и не будет, а за коровой надо глядеть", и сетуя на то, что есть теперь и у Западной Украины "своя Новобогдановка".

Показания госслужб и экспертов относительно того, насколько ужасна ситуация, с самого начала расходились. МЧС уверяло, что проблема почти локализована. "Зеленые" требовали всеобщей эвакуации в зоне поражения, напоминая об убийственных свойствах фосфора.

Минздрав рапортовал об отсутствии симптомов отравления у мест­ного населения, разве только два десятка обратились к врачам с жалобами на головную боль. Ну а в приватных разговорах на "тяжелую голову" и прочие недомогания жаловался почти каждый.

На уровне Киева в фосфорную историю вплелась политика: БЮТ объявил "стрелочником" транспортного министра Рудьковского — вечно, мол, у него на дороге что-то происходит (и ведь после аварии экспресса "Днепропетровск-Киев" на это трудно найти возражения). Железнодорожники парировали: рельсы в полном порядке, пеняли на нарушения в перевозке опасного груза.

Мнений, стоит ли и когда испуганным жителям пострадавших от фосфора деревень возвращаться из эвакуации на насиженные места, тоже, скорее всего, будет немало.

"Из подобной аварии надо не сенсацию раздувать, а делать выводы", — говорит Фокусу академик НАН Украины и автор "Книги о ядах и отравлениях" Исаак Трахтенберг. Ученый оценивает происшедшее сдержанно: фосфор — не самое опасное для человека вещество, тяжело отравиться могут только те, кто находился в непосредственной близости от аварии, а селянам достаточно непродолжительной эвакуации. В общем, вопрос не в веществе, а в том, готова ли страна к подобным ЧП. "Я вижу и знаю, что у нас ни экологические, ни медицинские организации не очень хорошо готовы к таким авариям", — уверен эксперт.

Впрочем, это тоже частное мнение. Общего взгляда на 15 опрокинутых вагонов токсина в Украине еще просто нет. По сравнению с той же Новобогдановкой это для нас — опыт новый.

Кто виновен в фосфорной аварии? Выскажите свое мнение