Сетевые сериалы-вирусы. Обзор Фокуса (Видео)

Анимационный сериал Mr. Freeman с осени будоражит умы юзеров. Фокус выяснял причины популярности этого сетевого вируса

Related video

"А ты уверен в том, кто ты такой и что ты существуешь?" В сентябре этот вопрос прогремел на весь русскоязычный интернет. В короткой анимации его задает рисованный черно-белый персонаж, называющий себя Mr. Freeman. С тех пор Mr. Freeman стал чем-то вроде новейшего пророка, обличающего недостатки человека офисного. Многие специалисты считают сериал одним из успешных сетевых вирусов. Рекламисты пользуются такими, чтобы ненавязчиво продвигать товары, повышать продажи или формировать имидж бренда. Пользователь невольно становится распространителем этого продукта – охотно делится ссылкой с друзьями, и так, по цепочке, он попадает к сотням тысяч людей.

Его слушают миллионы

"Вы – чертов офисный планктон, а умный здесь я. Это мне хотел сказать Мистер Фримен? Тогда он не мой герой – слышали подобное?", – удивляется популярности мультяшного героя киевский веб-дизайнер Максим Рассамакин. – Его идеи стары как мир – общество потребления, безразличие людей, стремление получать блага без труда. Об этом пишет и Виктор Пелевин, и Сергей Минаев. Фримен – очередной спикер".

"Part 0" – первая серия Mr.Freeman появилась в интернете в конце сентября. За несколько дней этот ролик посмотрели более миллиона пользователей. Вирус Фримен популярен до сих пор, хотя обычная вирусная реклама живет не более месяца, а самого героя уже растащили на цитаты – чего стоит его "жрать, срать, жрать".

Денису Романову 30 лет, постоянная работа в офисе – стул, стол, компьютер, бесполезный треп в социальных сетях. Назревал кризис – для всех экономический, а для сотен таких, как Денис, скорее личностный. Неожиданно он изменил свою жизнь по сценарию, который предлагает людям мультяшный герой. "Я уволился и уехал на два месяца в Индию, – вспоминает события годичной давности столичный аниматор Романов. – Мода на протест против общества потребления, как у Фримена, не нова. Настоящий взрыв произошел после "Бойцовского клуба". Товарищ Дениса, бывший сотрудник фаст­фуда, посмотрев этот фильм, положил заявление на стол начальника. Теперь он во Франции, рисует мультфильмы, как и мечтал.

Мистер Фримен – провокация. "Он не о работах Гегеля рассуждает, а на пальцах разъясняет, как нынче ценности подменяются удобствами. Но что греха таить, мне как профессионалу хотелось бы быть автором такого вируса, – говорит Артем Зеленый, директор рекламного агентства Brandcom. – Интересно, к чему все это: то ли некто создал имиджевую рекламу, то ли пытается повлиять на общественное сознание".

Услышит каждого, пошлет любого

"Я буду красть, но каждый месяц стану отчитываться, сколько украл и куда эти деньги ушли. Армия будет добровольной: нет мозгов – иди служить, есть деньги – купи справку, не знаешь, где купить, – спроси у военкома, отмазался – гуляй. Пенсии расти не будут. Когда вы увидите, какие у меня дачи, поймете, почему" – с таким обращением выступил в сети комичный кандидат на пост президента Украины Егор Лупан. Появился и покорил сеть: он тоже рубит правду-матку, только об украинской политике. Видео "самого честного кандидата" на YouTube посмотрели уже полмиллиона человек. Популярен и другой виртуальный кандидат – Петя Бампер, который простым и щедрым матом описал происходящее в стране. Впрочем, запоминающихся политических вирусов в Украине пока немного. "Все эти виртуальные кандидаты появляются так же стремительно, как и исчезают, они неинтересны, – говорит Денис Богуш, вице-президент Украинской пиар-лиги, президент компании Bohush communications. – Единственный феномен – вирусный фильм "Проффесор" в 2004-м, когда украинская аудитория интернета выросла вдвое. За три месяца – с 6 до 12%, это невероятно".

В отличие от Лупана, чей вирус был запущен шутки ради, Фримен явно появился неспроста. Как и нашумевший некогда интернет-вирус по имени "Виктор Горд". Соавтором блога 15-летнего миллионера из Киева стал Михаил Коротеев: Горд писал так умно и неожиданно, что им зачитывались все. Пока, наконец, он – в реальной жизни 15-летний Богдан (настоящее имя актера скрывается) - не объявил, что нашел себе спонсора – компанию, выпускающую витамины для мозга. "Фримен – несомненно, вирус, об этом говорит качество анимации, прекрасная озвучка без шумов, гениальный текст мультика. Неизвестно, однако, что рекламируется – похоже на рекламу товаров для мужчин или трейлер к игре. Одна серия может обойтись рекламодателю от $10 тыс. до $50 тыс. – по расценкам московских агентств, – объясняет Михаил. – Когда мы запускали Горда, надеялись на успех: вирусы – самый привлекательный нынче вид продвижения".

Эпидемия отменяется

Хитами украинского интернета сейчас чаще всего становятся так называемые фотожабы (искаженное PhotoShop – компьютерная программа редактирования изображений) – коллажи, авторы которых обыгрывают не только саму картинку, но и текст, слоган. "Сегодня в сети множество фотожаб на билборды Арсения Яценюка и его "Арсения" и Юлию Тимошенко с "Вона", когда-то хитом были карикатуры на борд "Тому що" Виктора Януковича. А вот вирусная реклама, вопреки прогнозам, украинскую сеть пока не завоевала. Принцип действия сетевого вируса такой же, как у вируса гриппа. Разве что капельно-воздушный путь заменяет электронная почта, icq и социальные сети, где люди обмениваются ссылками на видео или фото добровольно, чем существенно удешевляют такую рекламу. Вирус обходится от $1,5 тыс. до $10 тыс., тогда как традиционный видеоролик стоит $10–30 тыс. В дешевизне многие рекламисты еще недавно видели спасение для украинских компаний в кризис, но ошиблись – этого не случилось.

Главная причина непопулярности в Украине вирусов в том, что заниматься этим профессионально практически некому, уверен Вадим Антонюк, директор агентства Viral Seeding. "На Западе вирусы – настоящее искусство, у них есть и поклонники, и коллекционеры, – констатирует г-н Антонюк. – У нас же многое опошляется". Например, скоро в сети появится вирусный ролик – реклама средства от проблем с эрекцией. Некий молодой человек развешивает на елку игрушки – половые члены, сделанные из бумаги. "Намек на то, что Новый год должен быть с эрекцией. Объясните мне – в чем смысл?" – удивляется Антонюк.

"Я – это я. А вы кто?"

Фокус связался по электронной почте с Мистером Фрименом. Точнее, с тем, кто называет себя автором нашумевшего сериала

– Вы замечательно нарисованы, как вам это удается?

– У вас тоже прекрасная 3D-модель. И текстуры – просто загляденье!

– Кто вы?

– Я – это я. А вы кто? Я не проповедник. Я родился в интернете и выступаю здесь.

– В последней серии, поздравляя всех с Новым годом, вы выглядели уставшим. Что стряслось?

– Новый год для большинства мало чем будет отличаться от предыдущих. Именно поэтому он и называется две тысячи старый год.

– Вас считают и вирусной рекламой, и трейлером к компьютерной игре. Как долго еще будет существовать ваш сериал и когда раскроете секрет своего появления?

– Если я скажу, что я – дерево, вы сразу же спросите, когда на мне созреют плоды или вырастут листья?

– Вы утверждаете, что все мы – "социально-психологические калеки, поэтому никто не видит главного посыла, чистой идеи". В чем она?

– Когда вы оказываетесь в магазине, вы ищете упаковки с надписью "пережеванная пища для глотания"? Для начала я хочу, чтобы у людей начал включаться мозг.

– Он начал включаться после ваших мультиков? От чего люди вообще глупеют?

– Люди глупеют, потому что им срут в мозг всевозможные СМИ. Мне удается заставлять людей думать – происходит просыпание.

– У вас есть единомышленники?

– Да, Тим Лири, Достоевский, Сократ, Никола Тесла – думающие люди. Их много. Мне с ними интересно.

Говорит и показывает Freeman

Фокус составил цитатник мультяшного пророка

О рабстве
Мой мир – это бесконечные возможности, где нет каждодневной жрачки телевизионных штампов, слоганов, лозунгов, навязанных правительством, зомбоящиком и вашим любимым интернетом.

О комфорте
Ваша жизнь – сплошное вранье, порнуха, бытовуха, интернет-зависимость и сотовомобильное рабство. Вы когда-нибудь совершали что-нибудь по-настоящему из ряда вон? Ни-ког-да... Вы куски мяса, зажатые рамками быта и работы.

Об интернет-зависимости
Что останется после вас вашим детям и внукам? Чужие бугагашечки в уютных жежежешечках? В зомбоящике уже столько каналов наплодили, чтобы ни о чем не думать, а просто хавать ржаку.

О проститутках
Я понимаю мужчин, которые утверждают, что секс со шлюхой – самый чистый секс. Что бесплатный перепих обходится гораздо дороже, оседая в итоге таким количеством грязного цинизма и садизма, что до конца жизни не отмыться.

Клипы счастья

ТОП-5 самых популярных вирусов на YouTube в 2009 году

David After Dentist
Просмотров: 42 350 685

Герой видео – 7-летний мальчик, который дезориентирован после анестезии у стоматолога. Мальчик говорит папе, что странно себя чувствует и интересуется, в реальном мире ли все происходит. Видео, снятое отцом парня, не просто стало популярным – по всему миру поклонники Дэвида стали выпускать футболки и другие сувениры с цитатами из видео.

JK Wedding Entrance Dance
Просмотров: 36 447 378

На видео – свадьба влюбленных, которые идут под венец, танцуя вместе со свидетелями и гостями церемонии. Частное видео в итоге превратилось в социальную кампанию против насилия в семьях.

Evian Roller Babies
Просмотров: 15 418 870

Реклама воды Evian, в которой малыши катаются на роликах, вытворяя невероятные трюки. Герои созданы с помощью компьютерной графики.

Inspired Bicycles
Просмотров: 13 471 892

Реклама производителей горных велосипедов. Шотладндец Дэнни Макаскил прославился пятиминутным роликом, в котором он демонстрирует невероятные велотрюки – ездит по деревьям, перепрыгивает заборы на велосипеде. После ролика Девида пригласили сняться в рекламе нового Volskwagen Golf Estate.

Signs
Просмотров: 3 571 536

12-минутный вирусный ролик напитка Schweppes о скучающем и одиноком офисном сотруднике – у него есть работа, белая рубашка, микроволновка и автоотвечик, но все это его не радует. Пока, наконец, он не встречается глазами с прекрасной брюнеткой из соседнего офиса.

Евгения Даниленко, Фокус