Совершенно нормальный смертник. Как хозяин брюссельского бара стал террористом-самоубийцей

Фото: Reuters
Фото: Reuters

История виновников одного из парижских взрывов в изложении Reuters

Related video

Две недели назад по распоряжению мэра городка Моленбек был закрыт местный бар, в котором торговали наркотиками и курили драп. В минувшую пятницу, 13 ноября, бывший владелец бара взорвал себя в другом злачном месте, на этот раз в Париже. Он осуществлял миссию возмездия террористической группы "Исламское государство".

Брахим Абдеслам прошел путь от бармена до смертника. Что толкнуло его на этот путь, неизвестно, так же как и то, где сейчас его младший брат. Салах теперь первый номер в розыскных списках полиции Европы, но до недавнего времени он был менеджером бара Les Beguines, принадлежавшего Брахиму. Братья продали бизнес всего шесть недель назад.

Что-то здесь не вяжется. Мусульмане, чья религия запрещает употребление алкоголя и табака, владеют баром, где распространяются запрещенные препараты. Заведение находилось на тихой улице в недорогом арендованном помещении в городке Моленбек (пригород Брюсселя). В центре внимания оно оказалось, когда начались поиски исламистов, имеющих связи с Сирией. Вновь и вновь во время расследований, проводимых после терактов, таких, например, как недавний парижский теракт, когда погибли 129 человек, всплывают картины повседневной жизни арабских иммигрантов. Обычных людей, погруженных в заботы и радости европейских городов, которые незаметно для семьи и друзей превратились в суицидально-фанатичных поборников благочестия.

Fullscreen

Розыскная карточка Абдеслам Салаха (Фото: French police)

"Это шокирует, особенно, когда речь идет о людях, с которыми ты когда-то тусовался", — говорит 25-летний Набил. По дороге с работы домой он часто заглядывал в бар Les Beguines. "Они были обычными ребятами, любили посмеяться", — рассказывает парень в спецовке и бейсболке с логотипом Nike. — В них не было ничего радикального... Мы зависали с ними еще на прошлой неделе. Я думаю, им что-то внушили. Нашелся какой-то вдохновитель всего этого"

Хишаму тоже 25. Он носит синий спортивный костюм и кроссовки. О Брахиме и Салахе рассказывал так: "Они курили, не ходили в мечеть, ничего такого не делали, мы каждый день встречались с ними в кафе. У Брахима был голос, как у Сильвестра Сталлоне, может, он и казался порой немного сумасшедшим. Мы играли в карты, говорили о футболе, о повседневных вещах. Ничего о джихадистах или об исламе".

Эти настроения пришли из семьи — от третьего брата, который в понедельник был выпущен на свободу после двухдневного заключения. Кроме того, исламские идеи разделяли бывшие товарищи Салаха, сослуживцы по трамвайно-ремонтной мастерской, хоть он и расстался с ними, потеряв эту работу из-за прогулов в 2011 году. Бельгийские СМИ также сообщили, что Салах сидел в тюрьме за грабеж пять лет назад. Там он познакомился с 28-летним Абдельхамидом Абааудом. Французские следователи предполагают, что Абаауд получал приказы из Сирии, он пропагандировал идеи "Исламского государства" в Бельгии под псевдонимом Абу Омар аль-Бельгики.

У бельгийской полиции нет данных о предыдущих приводах братьев, и слежки за ними не было. Очевидно, что бар, в котором заправляли братья, раздражал многих жителей района. В августе в заведении даже проводись полицейские рейды. На дверях типичного кирпичного таунхауса XIX века теперь висит табличка: "Это помещение было использовано для потребления запрещенных галлюциногенных веществ". Бар закрыли на пять месяцев после того, как полицейские почувствовали там сильный запах наркотиков и нашли пепельницы с окурками косяков. Наркотики были обнаружены и у многих клиентов.

Fullscreen

Свечи памяти на Place de la Republique после серии терактов в Париже (Фото: Reuters)

Мэр городка Франсуаза Шепманс описала Моленбек как "рассадник радикализма и насилия", городок страдает от высокого уровня безработицы среди молодежи и перенаселенности. Братья Абдеслам не были зарегистрированы как безработные. Документы, изученные Reuters, свидетельствуют о том, что Брахим, французский гражданин, родившийся в Брюсселе, создал свою компанию в марте 2013 года. В декабре того же года он передал управление компанией Салаху, но остался владельцем. В документах указано, что братьям принадлежит четырехэтажный дом с видом на моленбекскую ратушу.

Третий брат, Мухаммед, сообщил полиции, что семья ошеломлена последними событиями. "У нас никогда не было проблем с законом, — заявил он с порога. — Мои родители в шоке и не могут до конца поверить в то, что произошло". Он добавил, что не имел понятия о планах Брахима поехать в Париж в пятницу, и не знает, где теперь Салах.

По данным французских полицейских, Брахим подорвал себя в кафе возле мюзик-холла Bataclan, где погибли 89 человек и было несколько тяжелораненых. Салах арендовал автомобиль Volkswagen, найденный рядом с Bataclan. Позднее Салаха обнаружили недалеко от бельгийской границы, но не задержали, с ним были еще двое.

По словам адвоката, третий брат, Мохаммед, освобожден, поскольку у него есть алиби. Он находился у северной границы города Лилль, где помогал делать ремонт в баре. Юристы говорят, что двое мужчин, находившихся в машине с Салахом в момент, когда он был остановлен французской полицией рано утром в субботу вблизи Камбре, арестованы и сейчас под стражей. Адвокат одного из них рассказал, что ему позвонил друг, сообщил, что его машина сломалась в Париже, и попросил подвезти. Амри утверждает, что ничего не знал о причастности приятеля к терактам.

Еще один знакомый братьев Абдеслам, 23-летний Амир, занимается установкой кассовых аппаратов в магазинах. В пятницу вечером ему позвонили с просьбой поехать в Париж (это 280 км или180 миль) и забрать Салаха, но он не поехал. Салах предложил заплатить за бензин, но Амир не захотел пускаться в долгую дорогу на арендованном автомобиле. "Это невероятно, — говорит молодой человек, знающий теперь, что тех, кто подвозил Салаха, арестовали. — Это мог быть я... Я понятия не имел".

В телевизионном сюжете, посвященном полицейской погоне за Салахом, его брат Мохаммед подчеркнул, что Салах ни в чем официально не обвинен, но вряд ли осмелится показаться. Что же привело Брахима, хозяина бара с запахом марихуаны, носившего имя средневекового христианина, в заведение, названное в честь Вольтера, критиковавшего религию в XVIII веке?

Его брат Мухаммед не видит на это "абсолютно никаких причин". Брахим и Салах, по его словам, "были совершенно нормальными".

Материал подготовлен корреспондентами Reuters Робертом-Жаном Бартунеком, Филиппом Блекинсопом и Алисой де Карбоннель. Дополнительная информация собрана Аластером Макдональдом

Перевод Марии Бондарь
Источник: businessinsider.com