В прокат вышел фильм "Жизнь Адели" — самая громкая европейская премьера года. За время работы актрисы и съемочная группа возненавидели режиссера
Скучный пригород во французской провинции. Старшеклассница Адель (Адель Экзаркопулос) спешит в школу. По дороге она встречает девушку, похожую на мальчишку, а-ля Ди Каприо в пубертатный период. Волосы незнакомки выкрашены в синий цвет, она идет в обнимку с подругой. Адель тормозит на пешеходном переходе, оглядывается с полуоткрытым ртом, пересекается взглядом с незнакомкой. В этот момент они напоминают двух пловцов, неожиданно выныривающих посреди океана.
Эту сцену режиссер Абделатиф Кешиш смог снять только после сотого дубля. Ничего не объясняя ни актрисам, ни съемочной группе, он снимал и снимал — в ожидании чуда, второго плана, контекста, который иногда возникает в театре и почти всегда в хорошем кино. Так умели фиксировать время Андрей Тарковский и Алексей Герман. У "Жизни Адели" другой масштаб и задачи, но сам подход француза тунисского происхождения Кешиша к созданию ленты схож с приемами русских режиссеров.
После первой встречи с Эммой (Леа Сейду) Адель заторможена. Невпопад отвечает подругам на переменке, целуется с какой-то девицей, спит со смазливым парнем Тома. А потом она ест. Актриса гениально поглощает пищу — жующий, поедающий, откусывающий рот Адель занимает значительную долю экранного времени. "Мы устроили грандиозный кастинг, но я выбрал Адель (актрису) с первого взгляда, — рассказывает Кешиш. — Я увидел ее за ланчем в баре: она заказала лимонный пирог, посмотрев, как она ест, подумал: это она! Рот способен выразить и вызвать все разнообразие чувств и ощущений. Для меня это — начало всего".
Отличие этого фильма от большинства других картин о геях и лесбиянках в том, что режиссер снимает кино не об однополой любви, а о человеческих отношениях. Кешиш будто не замечает того, что сразу бросается в глаза пуританам. Недоразумения и трагедии, которые возникают между двумя героинями, — это недоразумения и трагедии обычных пар. "Я не снимал кино о лесбиянках, я снимал о любви и людях", — заявляет режиссер.
В основе лежит простая и внятная история любви, которая закончилась для Эммы и длится для Адель. Длится годами. Уход настоящей любви подобен отсечению руки: фантомные боли не дают забыться. Особенно ночью, когда по привычке, вбитой в подсознание, тянешься обнять близкого человека, а там нет никого. Режиссеру Кешишу удалось передать и печаль, и боль, которые знакомы каждому, кто расставался. Когда уходит любовь, больно всем, независимо от сексуальной ориентации.
Фильм "Жизнь Адели" идеален с точки зрения монтажа, ритма, видео, музыки. Это кино, в котором присутствует творческая правда, или, если хотите, Бог. В заходе солнца, в том, как колышется листва, в припухших глазах Эммы, в том, как вьются волосы Адели, в том, как герои занимаются сексом, в том, как эти сцены запараллелены с совершенными формами скульптур древних мастеров, в том, как Адель с вожделением смотрит на подмышку Эммы. Кешиш по этому поводу замечает: "В кино всегда есть место вымыслу, но его должно быть как можно меньше. Надо стараться подойти к интимной сути своего героя, избавиться от актерской игры, пусть и с осознанием того, что от нее невозможно избавиться полностью".
В основе сюжета лежит комикс Жюри Маро "Синий — теплый цвет". Первая версия названия звучит именно так, но для мирового проката был выбран более короткий вариант. Работу Кешиша, в прошлом дважды лауреата премии "Сезар" за фильмы "Увертка" и "Кускус и барабулька", оценил Стивен Спилберг, в этом году возглавлявший жюри Каннского фестиваля. Фильму досталась "Золотая пальмовая ветвь", а исполнительницы главных ролей Адель Экзаркопулос и Леа Сейду получили свои "пальмы" в качестве специального приза. Что не помешало съемочной группе и актрисам ополчиться на режиссера. Члены команды жалуются, что Кешиш нарушил трудовое законодательство, принуждая их работать по шестнадцать часов вместо положенных восьми, и до сих пор за внеурочные смены не рассчитался. А актрисы обвиняют режиссера в том, что он заставлял их делать сотни дублей одних сцен.
"Иногда мы вообще не знали, чего он хочет, — возмущается исполнительница роли Эммы Леа Сейду. — Съемки нескольких сцен затягивались на недели". Адель Экзаркопулос поддержала коллегу и заявила, что больше не будет работать с Кешишем: когда снималась сцена ссоры, она порезала палец.
Любовь на грани порно