Все статьиВсе новостиВсе мнения
Авторы
Репутационные АКТИВисты
Красивая странаРейтинги фокуса

Опасное лето. Итоги 3-х месяцев проекта "Строители новой страны"

Опасное лето. Итоги 3-х месяцев проекта "Строители новой страны"

Истории бизнеса участников спецпроекта Фокуса. Итоги первых трёх месяцев: победы и поражения, надежды, разочарования, ночные проверки и экономика военного времени

000

Спустя три месяца после старта каждый из участников проекта Фокуса как минимум сохранил, а то и увеличил выручку. О чём это говорит? В стране, где падает розничный оборот, а граждане с трудом расстаются с тремя гривнами там, где раньше тратили пять, это без преувеличения победа. Победа за счёт качества, идеи, обслуживания и любви к своим клиентам.

Какими усилиями это даётся, знают только они. И потому главный вопрос, который мы задавали всем участникам, звучал так: не надоело? Надоело всем. Надоели проверяющие (дерегуляция пока ощущается разве что в Кабмине), надоело терять клиентов, ежедневно следить за курсом гривны и повышать цены. Не надоело работать.

Для многих проектов переломным могут стать сентябрь и октябрь: слишком много надежд практически у каждого связано с сезонным улучшением дел. Зато особых надежд на государство ни один из участников не возлагает. Несмотря на громкие заявления, ни чиновники, ни их поведение к лучшему не изменились. Это, наверное, могло бы стать главным итогом трёх месяцев проекта, если бы не одно "но".

Когда мы начинали проект, никто не ожидал, что в стране и в экономике будет так тяжело. Тот факт, что несмотря на войну и кризис все пять проектов наших финалистов продолжают успешно работать, — это действительно победа. Причём не только участников конкурса, но и страны. Ведь в ней по-прежнему остаются люди, которые пытаются сделать Украину чуть удобней. Чуть лучше. Для себя и для всех нас.

 В поисках фермеров 

Андрей Худо,  руководитель "Магазина правдивої їжі "Дідо"

Застой периода отпусков не способствует развитию бизнеса — это наглядно продемонстрировал магазин "Дідо". В июле, по сравнению с июнем, число посетителей сократилось на тысячу, до 14 тыс. клиентов. Падение оказалось чётко сезонным: оно продолжается с мая, когда магазин посетили рекордные 17 тыс. клиентов.

Но оборот заведения практически не изменился, оставшись на уровне 900 тыс. грн. Владелец магазина Андрей Худо утверждает, что постоянные посетители стали больше покупать, увеличив средний чек до 69 грн (+9 грн к июню). Отчасти это результат работы над ошибками — корректировки ассортимента, изменения упаковки и продвижения идеи "правдивой еды" среди потенциальных клиентов. С августа эта работа станет системной: в команде "Дідо" появилась новая штатная единица — маркетолог. А поскольку большинством подобных дел раньше занимался сам Худо, это позволит ему переложить заботы о продвижении на плечи профессионала, сосредоточившись на главной задаче. Для владельца "Дідо" — это создание сообщества фермеров-производителей. Единомышленников, которые бы разделяли его идеи и поставляли качественный товар.

Реализация замысла требует времени: к каждому фермеру нужно приехать, ознакомиться с условиями, технологией, да и просто поговорить по душам. Только после всего этого Худо принимает решение, сотрудничать ли с производителем в дальнейшем. Задержки и растянувшийся поиск поставщиков стали одной из причин, по которой Андрею Худо не удалось открыть до конца лета второй магазин, как это было запланировано.

Бойлер к услугам

Роман Киригетов, сервис онлайн-заказа услуг "Метнись кабанчиком"

В августе команда "Кабанчика" лишилась поддержки бизнес-инкубатора, с которым сотрудничала полтора года — предприниматели отправились в свободное плавание. Как оказалось, бизнесу это пошло только на пользу: в первой половине августа клиентская база заказчиков сервиса увеличилась вдвое, трафик сайта вырос на 18%, а средний чек — со 190 до 224 грн. По ощущениям Киригетова и его компаньонов, улучшились покупательские настроения украинцев — по крайней мере, в сфере услуг. "Возможно, потенциальным клиентам надоело откладывать бытовые проблемы до лучших времен, и они взялись их решать", — шутит создатель "Кабанчика".

Посещение каталога услуг сервиса действительно существенно выросло — с 40 до 800 посетителей в сутки. Но этого удалось достичь, "поймав" потенциальный спрос: за несколько недель до того, когда в областных городах начали отключать горячую воду, владельцы создали специальную страницу, посвящённую исключительно установке бойлеров. 

Когда стихийный спрос пошёл на спад, уменьшился и трафик каталога. Но и в целом перспективы каталога — в качестве платного сервиса — оказались не столь радужными. Как выяснилось, клиенты не готовы платить за переходы из него на сайт поставщика услуг. Пока команда решила продолжить расширение списка услуг каталога, но упор будет делать, как и прежде, на прямые продажи.

Проблемы с каталогом в последний месяц лета были не единственными. Из-за прекращения сотрудничества с бизнес-инкубатором расходные статьи пополнились арендной платой, а старт сервиса во Львове пришлось отложить. 

Кофе-брейк

Инна Сосновская, кофейни Espressamente illi, Café Café

В августе владельцы сети Espressamenteilly и Café Café решили взять тайм-аут в развитии сети — была приостановлена продажа франшизы CafeCаfe. По словам Инны Сосновской, в период экономического спада и курсовых колебаний от инвестиционных проектов стоит воздержаться. От проведения запланированной системной маркетинговой кампании владельцы кафе также отказались: вокруг слишком много политики, люди обеспокоены происходящим в стране, да и запускать рекламный проект во время войны, по словам Инны Сосновской, некорректно с точки зрения этики.

Список проблем дополняет падение выручки на фоне роста цен от поставщиков и гиперактивности проверяющих, представители которых ухитрялись наносить визиты даже по ночам, как поступили сотрудники "Киеврекламы". "Правительство пока лишь обещает создать условия для развития экономики, на практике законы страны по-прежнему работают против бизнеса, — говорит Сосновская.

Впрочем, предприниматели надеются, что возможности для развития сети скоро появятся вновь. "Бизнес — это не только чиновники, это ещё и клиенты. Их благодарность как источник вдохновения намного важнее всех огорчений из-за внешнего деструктива", — оптимистично утверждает Сосновская.

Основания для оптимизма у владельцев сети есть. Хотя общие финансовые показатели снизились после июльского закрытия кофейни в "Арена-Сити", статистика по трём оставшимся заведениям демонстрирует рост: количество чеков в каждом из заведений в августе выросло в среднем на 25%, общий оборот — на 20–25%. И клиентская база продолжает расширяться с каждым днём.

Вырасти осенью 

Алексей Сироткин, совладелец сервиса онлайн-кредитования RocketCredit 

Война и тяжёлые экономические условия негативно повлияли на работу — потребители затягивают пояса, позволяя себе только самое необходимое."Магазинам-партнёрам сейчас очень тяжело. Продажи упали у всех, конкуренция безумная, многие закрываются", — рассказывает Алексей Сироткин. Количество заявок на онлайн-кредитование у RocketCredit в августе тоже уменьшилось — рост ожидается только с начала сентября.

Ситуация вынудила RocketCredit провести изменения. Был расширен отдел продаж — теперь в нём работают пять человек и руководитель. При таком количестве сотрудников компания планирует выйти на 140–160 подключений магазинов-партнёров в месяц. Кроме того, внедрена новая система вознаграждений для отдела: маленькая ставка и большое вознаграждение за результат. Отдел логистики пришлось сократить.

"Несмотря на трудности, мы настроены оптимистично. Каждый день я говорю себе: всё будет хорошо, и не надо опускать руки. Прорвёмся", — говорит Сироткин.

Август для RocketCredit стал хоть и непростым, но всё же продуктивным. Компания запустила онлайн-кредитование турпоездок и услуг через Альфа-Банк. "Пока проект работает в пилотном режиме. Ждём первую одобренную банком заявку для тестирования процессов. Готовили проект три месяца, но всё-таки запустили", — не скрывает гордости Алексей Сироткин. Ещё одно достижение — разработка совместно с "Мост Экспресс" предложения для банков по доставке покупателю кредитного договора вместе с товаром. Проект получил название "Кредит на диване".

Школьный звонок

Надежда Ленивенко, основательница "Математической студии 2х2"

Последняя летняя смена городского научного лагеря Надежды Ленивенко подходит к концу. Желающих было много: сработали реклама, сарафанное радио и ситуация в стране.

Основные расходы сейчас связаны с рекламой в преддверии нового учебного года. На эти цели уже потратили 7,8 тыс. грн, а в ближайшие недели направят ещё 9,5 тыс. Сработает ли реклама, пока неясно. "Основной приток желающих ожидаем с начала сентября, когда все уже настроятся на учебный процесс", — говорит Ленивенко.

Планированию мешает неопределённая ситуация с графиком школьных каникул, который может меняться из-за возможных проблем с отоплением в школах. Ещё одно неудобство, связанное с изменениями в школьном расписании, — то, что для компенсации затянувшихся каникул школьники будут учиться по субботам. Студии придется отменять часть кружков и математических занятий.

Основательница "2х2" относится к этому философски. Она сделала для себя вывод: планы — не клятва, от которой нельзя отойти. "Любое событие может быть основанием для пересмотра направления движения. Например, при открытии математической студии я планировала заниматься популяризацией математики. Но возник ещё лагерь, потом добавились кружки по другим предметам", — рассказывает она.

Сейчас команда запускает дистанционный математический кружок. Но самой Ленивенко пришлось отказаться от репетиторства и отложить создание интерактивного музея. "Периодически посещают мысли из серии "зачем оно мне надо?", особенно, когда необходимо в очередной раз добыть деньги на развитие студии. Но я держусь", — говорит создательница матстудии. И добавляет, что пока желание реализовать собственный образовательный проект сильнее.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.