Высокие стандарты. Зачем строить бизнес по франшизе и как ее получить

Инна Сосновская, Совладелица сети кофеен EspressamenteIlly, поделилась оптыом получения франшизы от иностранной компании в сфере ресторанного бизнеса

Related video

Каждая франшиза отличается от другой, тут нет шаблонного рецепта. Есть франшизы легко доступные: платите — и получайте. Есть франшизы, которые нам вообще не доступны: Starbucks, например, не собирается заходить в Украину. Компании такого уровня не понимают, как и что здесь делать, они не рассматривают нас как рынок — в течение ближайших пяти лет даже на уровне разговора. Тут даже если сильно хотеть — все равно эту франшизу не получить.

Самый первый шаг — это понять требования франшизы. То есть — что франшиза дает. Франшиза — это, по сути, три вещи: бизнес-модель, которая жизнеспособна только при определенных условиях, это бренд, и это стандарты. Далеко не каждая франшиза дает все эти три вещи, и это тоже нужно сразу понять. А если дает — то нужно смотреть, насколько эти вещи воплотимы в жизнь в украинских реалиях.

Насколько, например, гибкая заданная бизнес-модель — можно ли ее адаптировать под локальные условия? Или строгие стандарты — готовы ли мы их исполнять? Которая работает по стандартам — это очень здорово. Но это подразумевает умение и готовность настраивать работу, что очень непросто. Получение хороших стандартов по франшизе — на самом деле всего лишь двадцатипроцентная вероятность того, что они будут работать в твоей компании.

Если готовность выполнять все требования, а также понимание того, как все будет работать, — остается только посчитать экономику. Естественно, любой нормальный владелец франшизы будет требовать бизнес-план.

Наша главная проблема была в том, что компания illy, как и Starbucks, не рассматривала Украину как рынок. Но нам было проще — у нас был десятилетний опыт сотрудничества с компанией по дистрибуции. Мы могли аргументировать на другом уровне. Тем более, что им было важно понять, что мы действительно любим этот бизнес. Мы больше говорили не о финансах, а о ценностях: о культуре потребления кофе в Украине, например.

У меня был момент, когда я начала колебаться: потратили два года на переговоры, чтобы в итоге так ничего и не получить. Может, лучше отказаться? Но я точно понимала, что вся динамика развития нашего бизнеса зависит от качества продукта. А качество продукта — это высокие стандарты.

Если у тебя нет полученных по франшизе высоких стандартов — тебе придется долгое время потратить на то, чтобы их создать. В illy нам подсказывали. Первое — это поставщики, мы всех согласовывали, и других теперь уже больше быть не может. Весь ассортимент продуктов, которые мы получаем от поставщиком, жестко регламентирован и прописан в бухгалтерии. То есть, бухгалтерия не проплатит никогда то, чего нет в списке. Если, например, поставщик привез нам не тот топинг — он возвращается к поставщику. Потому что это те вещи, которые напрямую влияют на качество готового продукта.

Стандарты — это технологии создания продукта, обучение персонала. Они помогли нам добиться качества. Я не верю в общепит, который в сегодняшней ситуации не делает ставку на качество. Он обречен на провал — конкуренция сегодня ужесточилась. Люди не готовы просто так расставаться с деньгами. В итоге при всех сложностях, с которыми мы столкнулись, пока получали франшизу, высокое качество, которого мы добились благодаря стандартам, - это самый большой плюс. И он перевешивает все минусы.