Фокус определил 50 самых популярных украинских брендов

400

Более половины своих доходов украинцы тратят на еду. По данным Госкомстата, основные расходы среднестатистического жителя страны приходятся на яйца, молоко и молочные продукты. В рейтинге же брендированных продовольственных предпочтений украинцев — курятина, шоколад и пиво. По крайней мере в первую тройку списка Фокуса вошли бренды, под которыми выпускается именно эта продукция.

ТМ "Наша Ряба" становится лидером рейтинга уже третий год подряд. В первую очередь это объясняется доступной ценой курятины по сравнению с другими видами мяса. За год доходы одного из лидеров рынка выросли на 1 млрд грн., что, в частности, обусловлено увеличением производства на 7% по итогам прошлого года и повышением цен на курятину. Так, за 2011 год
средняя цена на куриное мясо "Мироновского хлебопродукта" выросла на 10% и составила 15 грн. за килограмм без учета НДС.

Своих позиций не сдает и крупнейший сладкий бренд, детище министра Петра Порошенко —
ТМ Roshen: его продажи выросли почти на 1 млрд грн. Правда, после изменения политики корпорации получить официальные цифры в компании оказалось невозможным, поэтому Фокусу пришлось прибегнуть к экспертной оценке продаж.

Как и в прошлом году, в первой десятке два новичка: ТМ "Хлебный дар" и ТМ "Рогань". С их появлением в топ-10 среди самых продаваемых оказались три водочных и три пивных бренда. Остальные изменения в списке лидеров несущественны: участники десятки лишь меняются местами. Например, ТМ "Прима" уступила третье место ТМ "Черниговское", а ТМ "Оболонь" — единственный пивной бренд, который принадлежит отечественной компании, — переместилась на одну строчку вверх, заняв 6-е место.

Совокупные продажи первых десяти брендов превысили 26 млрд грн., это более половины выручки всех торговых марок, вошедших в рейтинг Фокуса. Совокупные же продажи 50 самых популярных брендов за год выросли на 10 млрд грн. — до 49,2 млрд.

Стоит отметить, что в этом году свои показатели улучшило подавляющее большинство брендов — положительную динамику показали 34 торговые марки.

А вот по числу брендов, представленных в списке, большинство позиций принадлежит маркам, под которыми выпускают крепкий алкоголь, — их десять. Лидером в этом сегменте по объему продаж в Украине стала ТМ "Хортиця", которой удалось обогнать бренд Nemiroff. Конкуренция двух торговых марок напоминает настоящие гонки, уже третий год они идут "ноздря в ноздрю", поочередно уступая друг другу пару десятков миллионов гривен.

В нынешнем рейтинге Фокуса 10 новичков. Самые успешные из них — бренды "Хлебный дар", Medoff и колбасы "Глобино". Продажи каждой из этих торговых марок превышают 1 млрд грн.
Стоит отметить и постоянный рост "входного" билета рейтинга. Так, в 2010 году нижней границей были продажи в 50 млн грн., в прошлом — 150 млн грн., а в нынешнем — 230 млн грн. Интересно, что, несмотря на жесткий ценз, в этом году в рейтинг вернулась ТМ "Три медведя", которой за год удалось увеличить продажи более чем на 100 млн грн., в частности, за счет расширения ассортиментного портфеля.

В нынешнем году некоторым торговым маркам, например, "Алан", под которой выпускаются мясные и колбасные изделия, коньяки и вино "Коктебель" и "Наш молочник", совсем немного не хватило до проходного барьера. Но учитывая хорошую динамику и активное развитие этих ТМ, у них есть все шансы попасть в число самых популярных брендов страны в будущем году.

Своеобразным трендом этого года стала активная интеграция брендов из топ-50 в социальные сети. По словам директора digital-агентства Prodigi Оксаны Завойко, виртуальные площадки для потребительских брендов представляют большие возможности, особенно учитывая стремительный рост числа вовлеченных в социальные медиа украинцев. "Правда, не все бренды используют эти возможности, лишь единицы по-настоящему активны", — отмечает Завойко.
На данный момент лидерами гонки в интернете являются пивные бренды. Например, у пива "Черниговское" более 130 000 поклонников в разных соцсетях. "Здесь главное преимущество – постоянная коммуникация с аудиторией, а не только во время рекламных кампаний", — объясняет Завойко. (Как первая десятка представлена в Facebook — см. Социально активные.)
Говорить о влиянии социальных сетей на реальные покупки, исключая специальные промо-акции, пока сложно. Однако социальные сети помогают отстраивать имидж среди аудитории, которая уже через несколько лет будет главной "покупающей" силой страны, а потому маркетологи уже сейчас не жалеют денег на виртуальные представительства, зачастую вкладывая их буквально вслепую.

Как мы считали

ТОП-50 популярных брендов

1. Наша Ряба
Продажи 2011: 5,1 млрд грн.
Год создания: 2001
Компания-производитель: Мироновский хлебопродукт
Событие года: Запустили новую рекламную кампанию "Заботясь о курочке, мы заботимся о вас"

2. Roshen
Продажи 2011: 4,54 млрд грн.
Год создания: 2000
Компания-производитель: Кондитерская корпорация Roshen
Событие года: Выпустили первый продукт из новой линейки ROSHEN Exclusive — "Ромовая баба", который продается только в фирменных магазинах Roshen

3. Черниговское
Продажи 2011: 4,265 млрд грн.
Год создания: 1988
Компания-производитель: Корпорация "САН ИнБев Украина"
Событие года: Линейку ТМ пополнили пивом премиум-класса "Чернігівське GOLD"; обновили "Чернігівське Безалкогольне", при производстве которого впервые в Украине была применена технология вакуумного удаления алкоголя

4. Прима
Продажи 2011: 3,233 млрд грн.
Год создания: 1947
Компания-производитель: "Империал Тобакко Украина"
Событие года: Запустили "Прима Люкс" в фомате Суперслимз

5. Конти
Продажи 2011: 1,9 млрд грн.
Год создания: 1997
Компания-производитель: Группа "Конти"
Событие года: ТМ расширила линейку Mone, выпустив шоколадные конфеты с целым фундуком, а также представила сразу несколько новинок: конфеты "Марьино" и Limbo; пополнила линейку ТМ "Конти" и Bonjour Truffle

6. Оболонь
Продажи 2011: 1,63 млрд грн.
Год создания: 1992
Компания-производитель: Корпорация "Оболонь"
Событие года: В портфеле ТМ "Оболонь" появилась новая позиция — "Оболонь Эксклюзив"; вышло пиво с обновленным вкусом — "Оболонь Премиум" с добавлением риса

7. Хортиця
Продажи 2011: 1,55 млрд грн.
Год создания: 2003
Компания-производитель: Global Spirits
Событие года: ТМ "Хортица" прошла сертификацию международного агентства SIC и начала производство первой органической водки в стране; появилась "Хортица ICE" —
в бутылке, которая меняет цвет при охлаждении

8. Nemiroff
Продажи 2011: 1,53 млрд грн.
Год создания: 1994
Компания-производитель: "Nemiroff Холдинг"
Событие года: Бренд выпустил лимитированную партию Nemiroff Goal в бутылке в форме футбольного мяча на пьедестале; ассортимент пополнился вкусовой водкой "Nemiroff Кедровая"

9. Хлебный дар
Продажи 2011: 1,372 млрд грн.
Год создания: 2002
Компания-производитель: "Национальная водочная компания", группа компаний "Баядера"
Событие года: Линейку пополнил новый продукт — водка "Хлібний Дар на пророщеному зерні"

10. Рогань
Продажи 2011: 1,273 млрд грн.
Год создания: 1993
Компания-производитель: Корпорация "САН ИнБев Украина"
Событие года: Ассортимент пополнило новое пиво "Два Хмеля", сваренное по собственной рецептуре, в основе которой — соединение двух сортов хмеля

11. Глобино
Продажи 2011: 1,166 млрд грн.
Год создания: 2002
Компания-производитель: Группа компаний "Глобино"
Событие года: Продуктовый портфель ТМ "Глобино" пополнился целым рядом мясных деликатесов по итальянским рецептам, в частности: "Шинка Прошутто", "Шийка Італійська", "Грудинка Італійська"

12. Щедро
Продажи 2011: 1,149 млрд грн.
Год создания: 2005
Компания-производитель: "Агрокосм"
Событие года: Ассортимент ТМ "Щедро" пополнился шестью новинками, в частности кетчупами "Барбекю" и "Супертоматный", а также белым соусом "Грибной"

13. Торчин
Продажи 2011: 1,11 млрд грн.
Год создания: 1994
Компания-производитель: "Nestle Украина"
Событие года: Под ТМ "Торчин" появились сразу несколько новых продуктов: заправка "Харчо", соус "Француз-ский" и новинка для приготовления вторых блюд — "Вкусная идея"

14. Львовское
Продажи 2011: 1,054 млрд грн.
Год создания: 1715
Компания-производитель: "Львовская пивоварня", Carlsberg Group
Событие года: Выпущенному в 2011 году саббренду "Львовское Белый Лев" удалось закрепить за собой вторую позицию в сегменте нефильтрованного пива с долей 25%

15. MEDOFF
Продажи 2011: 1,052 млрд грн.
Год создания: 2004
Компания-производитель: "Крымская водочная
компания"
Событие года: Провели рестайлинг премиальной линейки MEDOFF — Cayenne, Gold, Platinum

16. Садочок
Продажи 2011: 1,021 млрд грн.
Год создания: 2002
Компания-производитель: "Сандора", группа PepsiCo
Событие года: ТМ "Садочок" обновила упаковку, добавив на боковые панели справочную информацию, которая рассказывает об основных преимуществах этой ТМ

17. Наш Сок
Продажи 2011: 955 млн грн.
Год создания: 2002
Компания-производитель: "Витмарк-Украина"
Событие года: ТМ "Наш сок" отмечает свое 10-летие; ТМ расширила свой портфель удобным форматом упаковки для питья на ходу —
0,5 литра

18. Свиточ
Продажи 2011: 851 млн грн.
Год создания: 1882
Компания-производитель: "Nestle Украина"
Событие года: ТМ "Світоч" за год показала хороший рост, благодаря значительному увеличению объема продаж шоколадных батончиков LION, а также возобновлению производства пористого молочного шоколадного батончика "Аэро"

19. Prime
Продажи 2011: 745 млн грн.
Год создания: 2006
Компания-производитель: Группа компаний "Олимп"
Событие года: ТМ Prime обновила бутылку —
она стала выше, приобрела усиленную нижнюю часть и "мужские" плечи. Этикетка стала более выразительной: появился новый элемент —
колосок

20. Істинна
Продажи 2011: 731 млн грн.
Год создания: 2009
Компания-производитель: Группа компаний "Олимп"
Событие года: В продаже появилась новая водка "Істинна М"яка"

21. Sandora
Продажи 2011: 720 млн грн.
Год создания: 1997
Компания-производитель: "Сандора", группа PepsiCo
Событие года: Провели редизайн ТМ Sandora, сохранив фирменный синий цвет и общий стиль бренда; запустили саббренд Sandora "Сік до сніданку"

22. Добряна
Продажи 2011: 685,4 млн грн.
Год создания: 2003
Компания-производитель: "Милкиленд-Украина"
Событие года: ТМ "Добряна" обновила линейку термостатных продуктов: появились простокваша, ряженка, Бифилайф, биойогурт и сметана; представила несколько видов твердых сыров, а также начала выпуск сыра "Моцарелла"

23. Моршинская
Продажи 2011: 652,6 млн грн.
Год создания: 1995
Компания-производитель: Моршинский завод минеральных вод "Оскар", IDS Group
Событие года: ТМ Моршинская стала продаваться в бутылочках объемом 0,33 л;
также появилась "Моршинская Спортик" с разноцветными колпачками в виде свистка

24. Ятрань
Продажи 2011: 619,2 млн грн.
Год создания: 2002
Компания-производитель: Мясокомбинат "Ятрань"
Событие года: В 2012 году на заводе запущена новая европейская линия по производству сосисок без оболочки

25. Чумак
Продажи 2011: 599 млн грн.
Год создания: 1996
Компания-производитель: "Чумак"
Событие года: Под ТМ "Чумак" в продаже появились макароны; за год этот продукт стал самым популярным брендом макарон на рынке

26. Мивина
Продажи 2011: 602 млн грн.
Год создания: 1996
Компания-производитель: "Nestle Украина"
Событие года: На упаковке всех продуктов ТМ "Мивина" появился нутрициологический компас Nestlé®, который информирует о питательных ценностях продукта

27. Яготинское
Продажи 2011: 560,5 млн грн.
Год создания: 2009
Компания-производитель: Холдинг "Молочный альянс"
Событие года: На полках магазинов появилась молочная продукция специально для самых маленьких "Яготинское для детей"

28. Zibert
Продажи 2011: 541,3 млн грн.
Год создания: 2009
Компания-производитель: Корпорация "Оболонь"
Событие года: Запуситили новые рекламные ролики "Разбудите немца ночью" и "Подвиг ради Зиберта", проповедующие правила немецкого пивопития

29. Добрыня
Продажи 2011: 522 млн грн.
Год создания: 1999
Компания-производитель: "Донецкий городской молочный завод №2", "Геркулес"
Событие года: Молочная продукция под ТМ "Добрыня" стала выходить в семейной двухлитровой упаковке Tetra Brik Slim

30. Фарро
Продажи 2011: 511,7 млн грн.
Год создания: 2003
Компания-производитель: "Кременчугмясо"
Событие года: Колбаса "Докторская" в натуральной оболочке, сосиски "Детские" и колбаса Краковская под ТМ "Фарро" получили награду на конкурсе "Знак качества"

31. Янтарь
Продажи 2011: 507,7 млн грн.
Год создания: 1973
Компания-производитель: Корпорация "САН ИнБев Украина"
Событие года: ТМ "Янтарь" выступила партнером и официальным пивом Дня города в Николаеве

32. Inkerman
Продажи 2011: 475,7 млн грн.
Год создания: 2000
Компания-производитель: Inkerman International
Событие года: Создали новую коллекции Inkerman Winemasters selection, ассортимент которой включает 9 самых популярных наименований марок: Каберне, Мерло, Саперави, Розе, Шардоне, Ркацители, Совиньйон–Ркацители, Мускат и Рислинг

33. Люкс
Продажи 2011: 441,1 млн грн.
Год создания: 1997
Компания-производитель: "Крафт Фудз Украина"
Событие года: Семья ТМ "ЛЮКС" пополнилась новинками в трех вкусах, "ЛЮКС Хвилясті" представили чипсы со вкусом запеченной рыбы; запущен новый формат —
"мега-пачка", расчитанная на 10 человек

34. Живчик
Продажи 2011: 412,5 млн грн.
Год создания: 1999
Компания-производитель: Корпорация "Оболонь"
Событие года: Линейка ТМ "Живчик" пополнилась негазированным напитком со вкусом вишни; появился новый напиток "Уник", изготовленный на основе натуральных компонентов и фруктозы без сахара

35. Шустов
Продажи 2011: 404 млн грн.
Год создания: 1862
Компания-производитель: Global Spirits
Событие года: В феврале ТМ "Шустов" отметит 150-ю годовщину основания

36. Юбилейный
Продажи 2011: 403,4 млн грн.
Год создания: 1996
Компания-производитель: МК "Юбилейный"
Событие года: Под ТМ "Юбилейный" в продаже появилась линейка итальянских колбас

37. Шостка
Продажи 2011: 383 млн грн.
Год создания: 2005
Компания-производитель: Группа Bel
Событие года: ТМ "Шостка" уверенно держит свои позиции: на украинском рынке твердых сыров бренд увеличил продажи на 10% в натуральном выражении

38. Олейна
Продажи 2011: 349,6 млн грн.
Год создания: 1998
Компания-производитель: Bunge Украина
Событие года: ТМ "Олейна" выпустила целую линейку продуктов в цветных непрозрачных бутылках, защищающих масло от воздействия солнечных лучей

39. Таврия
Продажи 2011: 348,2 млн грн.
Год создания: 1965
Компания-производитель: "Дом марочных коньяков "Таврия", "Первый национальный винодельческий холдинг"
Событие года: Провели редизайн коллекционных коньяков "Аскания" и "Херсон"; ТМ "Таврия" обновила линейку ординарных коньяков "Борисфен"

40. Дружба Народів
Продажи 2011: 340 млн грн.
Год создания: 1994
Компания-производитель: Мясокомбинат "Дружба Народов", "Мироновский
хлебопродукт"
Событие года: Мясокомбинат внедрил интегрированную систему управления качеством и безопасностью пищевых продуктов, которая соответствует международным стандартам ISO 9001 и ISO 22000

41. Сармат
Продажи 2011: 322 млн грн.
Год создания: 1998
Компания-производитель: "Миллер Брендз Украина", SABMiller
Событие года: Ассортимент пополнили "Сармат Светлое", "Сармат Крепкое" и "Сармат Безалкогольное"; провели рестайлинг всей продуктовой линейки

42. Славия
Продажи 2011: 321,1 млн грн.
Год создания: 2002
Компания-производитель: Холдинг "Молочный альянс"
Событие года: Портфель ТМ "Славия" пополнился творогом различной степени жирности,
а также несколькими видами твердых сыров

43. Молочный Шлях
Продажи 2011: 316,2 млн грн.
Год создания: 2004
Компания-производитель: Холдинг "Молочный альянс"
Событие года: В ассортименте появились твердые сыры "Король Гурман", "Российский классический с грецким орехом", "Российский классический с прованскими травами"; бренд изменил свое название с "Молочный шлях" на "ПирятинЪ"

44. Amour
Продажи 2011: 315 млн грн.
Год создания: 2007
Компания-производитель: Группа "Конти"
Событие года: ТМ AMOUR расширила ассортимент вкусов тремя новыми видами плитки с начинкой — черный шоколад с апельсиновым желе, темный молочный с клубничным желе и темный молочный с крем-брюле

45. Щедрый Дар
Продажи 2011: 303,4 млн грн.
Год создания: 2001
Компания-производитель: "Кернел Групп"
Событие года: ТМ "Щедрый Дар" обновила дизайн этикетки

46. Славутич
Продажи 2011: 283,9 млн грн.
Год создания: 1998
Компания-производитель: "Славутич", Carlsberg Group
Событие года: В семье ТМ "Славутич" появился новый пивной коктейль — "Славутич ICE Mix Текила"

47. Геркулес
Продажи 2011: 269,8 млн грн.
Год создания: 1997
Компания-производитель: "Геркулес"
Событие года: Представили пельмени с мясом индейки,
а также выпустили много новинок в категории "мороженое", в частности: "Тирамису", "Чичи-Личи" и "Пьяная вишня в горьком шоколаде"

48. КЗШВ
Продажи 2011: 250 млн грн.
Год создания: 1954
Компания-производитель: Киевский завод шампанских вин "Столичный"
Событие года: Линейка "Советское Шампанское" Премиум пополнилась новым видом игристого экстра-брют; ТМ также презентовала новую коллекцию "Cuvée №1", которая представлена в четырех объемах

49. Три медведя
Продажи 2011: 240 млн грн.
Год создания: 2001
Компания-производитель: "Три Медведя"
Событие года: К летнему сезону разработали рекордное для ТМ "Три медведя" число новинок мороженого — 35 позиций; также расширили ассортимент замороженных продуктов, в частности, в продаже появилась основа для пиццы

50. Бащинський
Продажи 2011: 234,4 млн грн.
Год создания: 2003
Компания-производитель: Мясокомбинат "Украинский бекон", "Мироновский хлебопродукт"
Событие года: ТМ "Бащинський" стала бизнес-партнером ФК "Шахтер" (Донецк)

Над рейтингом работали: Виктория Ким-Галимова, Алексей Бутенко, Ольга Вальчишена, Дмитрий Слинько, Фокус