Все статьиВсе новостиВсе мнения
Страна
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса

Политики нас «съедают»?

Политики нас «съедают»?
Досрочные выборы довели украинцев до ручки. Психологи пришли к выводу, что технологии, которые используют политики в своей агитации, негативно сказываются на психическом здоровье людей. Каждый раз, когда в очередной рекламе по телевизору или радио мы слышим: «кризис», «раздор» или «бедность» — иссякает наша уверенность в собственном будущем. Почему это происходит, и как бороться с социальной апатией, корреспонденту Фокуса рассказала завкафедрой психиатрии факультета последипломного образования Днепропетровской государственной медакадемии, главный психиатр области, доктор медицинских наук Людмила Юрьева
000


— Что за технологии негативно влияют на психику?
— Манипулятивные. Сами по себе они ни хорошие, ни плохие. Но всё зависит от того, кто ими пользуется. Топор в руках плотника — это орудие творчества, а топор в руках Раскольникова — орудие убийства. В психотерапии, например, или в психологии эти технологии используются как средство коррекции и лечения. Но в торговой и политической рекламе происходит манипулирование поведением человека, и он об этом не знает. Происходит коррекция поведения, мыслей и эмоций. То есть он считает, что самостоятельно принял решение, сам сделал выбор.

— Как это сказывается на психическом здоровье?

— Реклама в основном эксплуатирует страхи. Постоянно у кого-то вздувается живот, чернеют зубы, ребёнок не может стать художником, пока ему порошком вещи не постирают. У человека подсознательно провоцируется чувство тревоги. Чем выше уровень тревоги, тем легче что-то внушить. Человек обезволивается. Кроме того, агрессивная реклама порождает агрессию.

— Может ли это вызвать хронические заболевания?

— Население Украины и так находится в хроническом стрессе. Многие годы идут реформы, ощущается постоянная неопределённость, бесконечная смена ориентиров — это всё вызывает состояние тревоги. А хроническая тревога — это невротические расстройства.

— Есть ли какие-то исследования, подтверждающие, что реклама и агитация приводят к таким последствиям?

— Поскольку манипулятивные технологии используются именно при продаже, то в основном анализируются продажи. Если говорить о политической рекламе, то здесь многое нужно доказывать — ведь «после» не означает «вследствие». Хотя в целом, конечно, всё это оказывает влияние на психику. Если человеку постоянно вдалбливать негативные сообщения, он начинает видеть жизнь в пессимистических тонах, ему всё кажется неопределённым и наполненным зловещим смыслом.

— Как же уберечь себя от влияния рекламы?

— Самый простой вариант — выключить телевизор и радио. А еще и интернет. Но это нереально. Поэтому, прежде всего, нельзя давать себя «присоединить» — то есть не вовлекаться эмоционально в то, что говорят.

 

 


 

Комментарий
Не переживайте
Евгений Головаха, замдиректора Института социологии НАНУ

Оснований для беспокойства за психологическое состояние населения в период предвыборных кампаний вроде тех, что проходят в Украине, с моей точки зрения, нет. Я делаю этот вывод на том основании, что исследования массовых психологических состояний, которые проводятся в период между выборами и когда активно действуют всякого рода политические агитки – существенной разницы не выявляют. Тем более что большинство людей не обращает внимания на лозунги и рекламу. В Украине только 15% населения проявляют повышенный интерес к политике.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.