Понаездили тут

При всем предвзятом отношении к политикам нельзя сказать, что победа на выборах дается им совсем уж без усилий. 4-5 митингов в день, сотни городов, райцентров и сел за два месяца — такому плотному гастрольному графику позавидовали бы и звезды эстрады

Related video

Считается, что личные встречи политика с народом располагают к нему избирателя лучше телерекламы и билбордов. А это значит: ноги в руки, точнее — в "мерседесы" да вертолеты — и айда на гастроли по регионам. На политсленге это называется "работать в полях". Фокус подсчитал, сколько километров по городам и весям наездили и сколько часов потратили политики на личное убалтывание населения.

Коллективный подход
Хотя и БЮТ, и Партия регионов именовали свои поездки по стране беспрецедентными, настоящего рекордсмена по полевой агитации следует искать не среди них. НУНС — вот кто действительно неутомимо бороздил просторы нашей родины с политическими гастролями. Благо потенциал первой десятки позволял всюду успеть. Действовали веерным методом: в область приезжали группой — скажем, Луценко, Кириленко, Катеринчук, а после разделялись и буквально прочесывали райцентры.

"Где-то на второй неделе поездок мы перестали запоминать названия населенных пунктов. От всяких Васильковок, Ивановок и прочих в глазах рябило, — жаловался в разгар кампании корреспонденту Фокуса один из сопровождавших группу. — Луценко, бывало, говорит как заведенный, а мы в сторонку уходим, потому что не было больше сил одно и то же слушать".

После сам Юрий Луценко отмечал: за 8 месяцев (примерно с начала 2007 года) провел 787 встреч с избирателями. За без малого два месяца официальной агитационной кампании объездил 280 населенных пунктов (в среднем — 4 в день).

С середины августа подключилась тяжелая артиллерия в виде Президента — на его счету 17 регионов, посещенных с рабочими визитами.

Выходить победу
По результатам кампании-2006 кто-то из политологов припечатал проигравшего Владимира Литвина жестким, но справедливым диагнозом: дескать, его сила рассчитывала выиграть выборы, не выезжая из Киева, а так не бывает.

В эту кампанию Литвин учел многие прошлые ошибки. В результате на его политкарте — 146 "обработанных" населенных пунктов в 22 областях. Больше Литвина намотали только неутомимые нашеукраинцы-самооборонщики. Те, правда, навалились сообща, Литвину же пришлось всюду отметиться лично: его кампания строилась как стопроцентно лидерская, первая десятка блока не блистала известными персонажами, так что олицетворять свою силу на каждой райцентровской площади Литвину довелось самостоятельно. Зато его трудолюбие отметили даже конкуренты. После первых экзит-полов в ночь выборов корреспондент Фокуса лично слышал от представителей Партии регионов одобрительное: "Литвин — труженик, свою победу буквально выходил".

Третьей стала
В БЮТ умеют любое достижение лидера превратить в рекорд: на сайте блока можно прочесть, что за время избирательной кампании Тимошенко "провела 214 встреч с разными категориями граждан Украины, встретилась с 2,2 миллионами человек, проехала 41 тыс. км" (чуть больше, чем окружность экватора Земли — для усиления эффекта уточняет сайт), а также выступала в течение 161 часа (то есть непрерывно говорила почти неделю — опять-таки констатирует бютовский сетевой ресурс). Из описанной географии поездок видно, что, в отличие от прошлогодней кампании, лидер БЮТ не разменивалась на мелкие поселки и райцентры, как, например, нунсовцы.

Здесь работала совсем другая тактика: не только Тимошенко ехала к народу, но и народ ехал к ней. Желающих на автобусах подвозили к местам митингов, тем самым увеличивая количество лицезревших Юлю и экономя драгоценное агитационное время своего лидера.

Один за всех
Вот где неожиданно проявились общие места БЮТ и Партии регионов: в обоих случаях номер первый в списке стал фактически единственным в партии работником "полей". 60 с лишним городов, 80 предвыборных встреч — это, как ни крути, меньше, чем у Тимошенко, хоть руководитель аппарата премьера Сергей Левочкин, погорячившись, и назвал предвыборный график Виктора Януковича "самым интенсивным в истории Украины".

Во всяком случае, остальные участники первой региональной пятерки выполняли функцию бэк-вокала, который, впрочем, задействовался тем активнее, чем дальше тур Януковича углублялся в недружественные регионы, вроде западной Украины. Не полагаясь на одну лишь харизму лидера, регионалы не жалели денег и усилий на полевые спец­эффекты, вроде прилета лидера на вертолете. Что, впрочем, имело и практический смысл, позволяя успеть везде.

Чего они этим достигли — отдельный разговор. В кругу регионалов, например, считают, что отвоевать у БЮТ Харьков, стремительно скатывавшийся под бело-красные знамена, удалось личным двукратным приездом в город Януковича.

Проиграть за госсчет
СПУ не раз называла свою кампанию дешевой, планируя потратить на все про все 25 миллионов гривен — по общим меркам сущие копейки. Их с трудом хватило бы даже на рекламные ролики и наглядную агитацию. При таком финансировании о нормальных турах и речи быть не могло без использования черной кассы. Но социалисты, видимо, нашли выход — государственные деньги. Если посмотреть график рабочих визитов спикера ВР Александра Мороза на парламентском портале и предвыборный график кандидата в нардепы с той же фамилией на сайте социалистов, можно обнаружить массу совпадений в датах и местах пребывания. Например, поездка 16 сентября в Переяслав-Хмельницкий или визит в Белую Церковь и Обухов 25 сентября.

Туда, где не успел поработать над избирателем лидер, посылали Цушко, едва оправившегося после болезни. "Я тот Цушко, который помешал Президенту и его окружению захватить власть в стране", — приблизительно так, судя по примеру Севастополя, начинались его выступления. Как следует из графиков партии, эту речь прослушало как минимум 19 регионов.

"Поля" навсегда
Как видно из общего гастрольного зачета, таблица лидирующих по поездкам в целом не совпала со списком лидеров кампании. Трудолюбие НУНС, помноженное на президентское, добавило им всего лишь полпроцента по сравнению с прошлогодним результатом "Нашей Украины". БЮТ рванул вверх явно не за счет одних только митингов (см. подробно в этой статье). Может, Литвин и выходил себе дивиденды, но их вряд ли хватило бы, если бы не повсеместное падение рейтинга его вечного конкурента Александра Мороза.

Ни один специалист не сможет с уверенностью сказать, из чего складывается победа на выборах и как в нее конвертируются наезженные километры и освоенные города.

Но случись очередные досрочные — все снова потянутся "в поля", чтобы ставить там очередные рекорды. Ведь политические трудо­дни лишними не бывают.

Политмарафон