Все статьиВсе новостиВсе мнения
Страна
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса

Кризисные менеджеры

Кризисные менеджеры
Если политики в чём-то и преуспели, так это в создании конфликтных ситуаций.
000

За последние три года страна пережила с десяток крупных и мелких кризисов власти. Вот и сейчас верхи активно раскручивают ещё несколько поводов для войны 

Три признака политкризиса

 У всех участников событий — несовместимые интересы 
(пример: все хотят стать президентом)

Стороны переходят существующие рамки (полномочия, законы и т. п.) и начинают хозяйничать на чужой территории (пример: переманивание депутатов из других фракций)


 
Вся власть 
(или какая-либо из 
ее ветвей) теряет работоспособность


По сравнению с безвыходным положением весны–лета минувшего года, когда решалось, быть или не быть перевыборам в Верховную Раду, нынешнюю ситуацию с неработающим парламентом по-настоящему кризисной назвать сложно, считает политолог Владимир Фесенко. Ведь накануне досрочных выборов перессорились представители всех трёх ветвей власти, а сегодня клинч – только в парламенте. Но во что он может перерасти? Вот в чём вопрос. 

Заговор?
Отследить, кто и когда отправил поезд власти на тупиковый путь, практически невозможно. Ведь кризис, завязанный на противоречиях основных политических фигур, длится, то разгораясь, то утихая, как минимум с 2004 года. И если летом 2007-го договориться не могли политические оппоненты, то виновниками нынешнего кризиса отчасти выступают уже союзники по коалиции – НУНС и БЮТ. 

«Никого не устраивает статус-кво. Все понемногу инициируют кризис», – заявляет политолог Вадим Карасёв, называя сегодняшний конфликт рукотворным. По его мнению, в блокировании Рады заинтересована как коалиция, так и оппозиция. К примеру, Юлия Тимошенко стремится оттянуть принятие новой редакции закона о Кабинете министров, согласно которой ей придётся уступить часть полномочий Президенту. Виктор Ющенко, возможно, не желает видеть одобренной программу правительства, дающую Кабмину годичный иммунитет от отставки. В свою очередь Партия регионов надеется обострить противоречия между членами большинства и в итоге разорвать союз НУНС и БЮТ, хотя на диктофон никто из регионалов в этом ни за что не признается. 

Получается, всех блокирование парламентской трибуны устраивает, всем неработающая Рада выгодна? Впору подумать о глобальном сговоре. Однако Владимир Фесенко в теорию заговора не верит. «Это не хитроумная комбинация, где все тайно договорились. Просто все заинтересованы использовать сегодняшний кризис в качестве политической технологии против своих оппонентов», – считает эксперт. Вопрос только в том, кто кому оппонент, а кто – тайный союзник.

НАТО не виновато!
Блокирующие трибуну Верховной Рады регионалы и коммунисты с жёлто-голубыми шариками, казалось бы, ясно дают понять, кто настоящий виновник парламентского кризиса. Тем более что проблема НАТО, по которой оппоненты не могут прийти к единому мнению, не выглядит достаточно убедительной. Представители коалиции в один голос твердят, что основная цель оппозиции – вернуть себе власть путём переформатирования коалиции. «НАТО – это просто повод. ПР и КПУ очень легко отказались от антинатовской позиции, когда надо было спасать Ахметова с помощью изменений в Хозяйственном кодексе», – вспоминает депутат НУНС Тарас Стецькив (речь – о совместном голосовании ПР и БЮТ на прошлой неделе). Как и многие его коллеги по фракции, он уверен, что кризис завершится, когда регионалы придумают повод для прекращения блокирования.

Представитель бело-синей фракции Тарас Чорновил подтверждает, что «НАТО – это причина для регионалов, но не для самого кризиса». Депутат сетует, что блокирование Рады невыгодно его фракции, ведь она потеряла основную трибуну для выступлений. Чорновил считает, что изменение формата большинства сейчас невозможно, ведь решение о выходе из коалиции НУНС должно приниматься на внутрипартийном заседании большинством голосов, а где его взять, если значительную часть депутатов фракции контролирует Тимошенко? 

Верю – не верю
Несмотря на явное стремление побрататься с пропрезидентской фракцией (или хотя бы её частью), оппозиция винит в кризисе власть в целом и Секретариат главы государства в частности. Дескать, именно Президенту выгодна недееспособная Рада, когда можно в обход Конституции принимать решения и взять на себя массу чужих полномочий. Кроме того, Ющенко заинтересован в переформатировании своего же лагеря, половина которого уже давно подыгрывает Тимошенко. Вероятно, целью объединить в пропрезидентской силе самых преданных Ющенко людей можно объяснить и скоропостижный выход главы Секретариата Виктора Балоги из «Народного Союза «Наша Украина».

«У них (Балоги и К°, – Фокус), скорее всего, уже есть партия, зарегистрированная за 365 дней до выборов, и они хотят нарастить её людьми и объявить новой пропрезидентской партией как вариант для новых президентских или досрочных парламентских выборов», – делится своими догадками Стецькив.

Регионал Дмитрий Табачник считает, что на нынешнем этапе Банковая ведёт другую игру – руками Партии регионов пытается избавиться от правительства Тимошенко. Не зря президентский Секретариат в последнее время так часто набрасывается на БЮТ с критикой. 

Впрочем, всё может быть с точностью до наоборот. Что если кризис – результат договорённостей Ющенко и Януковича? Депутат Стецькив допускает, что Банковая и экс-премьер всё решили ещё на этапе подготовки к выборам 2007 года. «Это их договорённости, пусть они их и разгребают! Этим они Тимошенко фактически делают президентом Украины», – возмущается он.

В Секретариате предположения о сотрудничестве с бело-синими категорически отрицают и, наоборот, главным виновником нынешнего кризиса и предателем идеалов коалиции пытаются представить премьера. Обвинения Тимошенко в сближении с регионалами (отличным поводом для этого стало совместное голосование ПР и БЮТ за закон о госзакупках) политолог Фесенко объясняет ростом взаимного недоверия между Банковой и БЮТ. 

Опасная игра
«Кризис – это когда у всех участников политики обнаруживаются противоположные интересы», – разъясняет экс-бютовец и знаток политологии Дмитрий Выдрин. В этом смысле даже в нынешней ситуации у политических сил есть один общий интерес: все они вряд ли хотят роспуска Рады, хоть и пугают им друг друга. Арсений Яценюк даже начал отсчёт – по его прикидкам, это возможно менее чем через месяц, если парламент не заработает. Соответствующая возможность предусмотрена в Конституции.  

нацелился. Спикер Яценюк начал отсчёт до роспуска парламента. Впрочем, пока перевыборы могут быть выгодны только БЮТ
Нацелился. Спикер Яценюк начал отсчёт до роспуска парламента. Впрочем, пока перевыборы могут быть выгодны только БЮТ


На самом деле только БЮТ сейчас может быть уверен, что в случае досрочных выборов его позиции укрепятся: согласно социсследованиям, раздача вкладов уже приносит первые дивиденды и рейтинги политсилы растут. И пока НУНС и ПР не смогут сказать того же о себе, перевыборов – можно не сомневаться – они не допустят. «Не будет никаких досрочных выборов, сегодня ПР они страшно не выгодны. Им на них идти не с чем», – констатирует бютовец Анатолий Семинога. Дмитрий Табачник говорит практически то же самое о спикере парламента: «Он знает, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды, и в наименьшей степени заинтересован в прекращении своих полномочий». 

Перевыборы не нужны ни одной из партий, но при этом они не делают ничего, чтобы их предотвратить, отмечает Фесенко. Мало того – в интересах отдельных политиков продлить парламентский кризис. «Есть соблазн ещё немного поиграть в эту опасную игру», – пожимает плечами эксперт. 

Но даже кризисам, как и всем праздникам непослушания, рано или поздно приходит конец. По наблюдениям Дмитрия Выдрина, конфликты в верхах заканчиваются всегда одинаково: либо победой одной из сторон, либо компромиссом. «Это заложено ещё в постулате о единстве и борьбе противоположностей», – поясняет он. 

Правда, его коллега Андрей Ермолаев добавляет к этому ещё и третью развязку: один кризис, говорит он, может перейти в другой – ещё более тяжелый. В нынешнем случае это могут быть уже не какие-нибудь банальные перевыборы или переформатирование коалиции, а глобальная анархия, охватившая всё общество.

С этой точки зрения у однажды начавшихся властных войн конца вообще не будет – до тех пор, пока, как выражается Ермолаев, политики не захотят играть по правилам, в рамках законов и здравого смысла. Но вот способа заставить их это сделать ни один эксперт, увы, не знает.


Типичный сценарий кризиса
Политические кризисы строятся почти по тому же принципу, что и театральные представления

ЗАВЯЗКА

КУЛЬМИНАЦИЯ

РАЗВЯЗКА

Cкрытая вражда выходит на поверхность 
Осенью 2005 г. конфликт Тимошенко и Порошенко привёл к отставке обоих 

Делаются недружественные выпады 
Весной 2007 г. Мороз делает заявление о 300 голосах 

Объявляется открытая война
 
Пример: нынешняя ситуация с блокированием Рады

Политическая жизнь полностью заходит в тупик 
Страна не может вести не только внутреннюю, но и внешнюю политику. Пример: отменённый визит Дж. Буша в Украину из-за несозданной коалиции летом 2006-го, заблокированный КС после указа о роспуске Рады в 2007-м






Компромисс 
Пример: в 1993 г. хроническое недопонимание между парламентом и президентом Кравчуком закончилось тем, что на перевыборы пошли оба – по обоюдному согласию 

Победа одной из сторон 
Пример: кризис 2004 года, совпавший с президентскими выборами, закончился победой Виктора Ющенко. А кризис лета 2006-го – победой Виктора Януковича: он стал премьером

Переход кризиса в новую фазу 
Пример: выборы 2007-го, как видно из блокирования Рады и перепалок Президента и премьера, не решили всех политических проблем, а только перевели их на новый уровень

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.