Все статьиВсе новостиВсе мнения
Страна
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса
Парламентские выборы в Украине

Мажоритарная нота. Цена депутатского кресла в новой Раде удвоится

Мажоритарная нота. Цена депутатского кресла в новой Раде удвоится
Правила игры, по которым будут проходить выборы в Верховную Раду, определены. Попасть в парламент с гарантией теперь дорого – по спискам партий. Мажоритарка дешевле, но ничего не гарантирует
000

Обычно пустынная Верховная Рада в прошлый четверг походила на улей. Послушать послание президента пришли 388 народных депутатов – больше было только на инаугурации. Виктор Янукович не обманул ожидания парламентской публики. Не очень интересные для рядового парламентария фразы о реформах и стране были разбавлены любопытной для слушателей информацией. Ведь президент впервые обозначил тему, занимающую умы практически всех обитателей здания под куполом, – по каким правилам будут проходить следующие парламентские выборы. Виктор Янукович открыто заявил о том, что в стране нужно ввести смешанную систему и повысить проходной барьер для партий до 4%. Спустя несколько дней слова Януковича подтвердил и министр юстиции Александр Лавринович. Всем стало понятно: смешанным выборам быть. И готовиться к кампании следует по забытым ныне законам избирательного жанра.

Избранные разногласия

Надо отметить, что ещё несколько месяцев назад, по данным Фокуса, во власти не было консолидированного мнения относительно того, как проводить выборы в парламент. Однозначно все сходились на том, что их нельзя проводить по партийной системе – падение рейтинга правящей партии стало очевидным уже зимой. Однако примерно в январе-феврале на Банковой появилось мнение о том, что к осени 2012 года можно было бы провести полностью мажоритарные выборы. Идея эта, очевидно, исходила от непосредственного окружения президента и главы его администрации Сергея Лёвочкина. Полное упразднение партийных выборов приносило руководителю АП определённые аппаратные дивиденды. За выборы и партийные структуры в ПР всегда отвечал первый вице-премьер Андрей Клюев. Именно он контролирует и координирует более половины губернаторов и работу всех партийных ячеек страны. Кроме того, примерно треть депутатов из фракции ПР можно уверенно отнести к его группе влияния. По этой логике, уничтожение партийной системы выборов смогло бы подорвать влияние Клюева. Уничтожение партийной системы выборов смогло бы подорвать влияние Клюева в ПР

Однако от этой идеи быстро отказались. Причём решение, по данным Фокуса, было консолидированным – слишком высоким показался риск полной мажоритарки. «Такая идея действительно носилась в воздухе, но от неё отказались, поскольку этот сценарий казался слишком экстремальным и мог дестабилизировать ситуацию. А ключевая политическая тактика Банковой – держать ситуацию под контролем», – отмечает политолог Андрей Золотарёв. Хотя, как утверждает эксперт, обосновать полную мажоритарку было бы достаточно легко, «под бурные аплодисменты широкой общественности»: «Очевидно разочарование украинцев в политиках, партиях и политсистеме как таковой. Отражением этого факта является то, что рейтинг ПР падает, но не растут и рейтинги оппозиции».

По пятьдесят

Власть консолидировалась, по крайней мере, по одной позиции – выборы будут проходить по системе 50 на 50. Причём в мажоритарных округах к ним, скорее всего, допустят не только представителей политических партий, но и самовыдвиженцев. Некоторые разногласия остаются в вопросе допуска-недопуска на выборы блоков и в вопросе повышения проходного барьера либо до 4%, либо до 5%. Причём сама идея с повышением барьера должна понравиться и «Батькивщине» – при 5% шансы пройти в парламент у некоторых представителей «конструктивной оппозиции», как их снисходительно называют в БЮТ, весьма низки.Именно в эти дни происходят торги по вопросу проходного барьера между властью и её парламентскими союзниками. Именно в эти дни происходят торги по вопросу проходного барьера между властью и её парламентскими союзниками.  «Единственный шанс для коммунистов – это список. Мажоритарку самостоятельно они не осилят. И их рейтинги, как и рейтинги Тигипко и «Свободы», находятся на границе этого проходного барьера. Так что за неповышение барьера до 5% у коммунистов и Народной партии Литвина можно выторговать голосования за принципиальные проекты власти – например, пенсионную реформу», – уверен политолог Владимир Фесенко. Кроме того, как видно из последних заявлений нардепа от Партии регионов Елены Бондаренко, во властных коридорах обсуждается идея упразднить в бюллетенях графу «против всех». Перед президентскими выборами с таким же предложением, кстати, выступала и Юлия Тимошенко. Эта технология была применена в 2006 году в России. Когда социология показала, что против всех в некоторых регионах могут проголосовать до 30% избирателей, с подачи «Единой России» графа, способная подорвать легитимность власти в глазах общества, была исключена из бюллетеня.

«Расчёт Банковой понятен. Смешанная система – оптимальный компромисс для самих групп во власти, – говорит Фесенко. – И если политическая конъюнктура резко не ухудшится, Партия регионов получит своё большинство как раз за счёт мажоритарщиков. Примерно 30% ПР получит по партспискам и будет контролировать 75–80% мажоритарщиков Если политическая конъюнктура резко не ухудшится, Партия регионов получит своё большинство как раз за счёт мажоритарщиков. Примерно 30% ПР получит по партспискам и будет контролировать 75–80% мажоритарщиков , на которых, скорее всего, пойдут лидеры регионального уровня и бизнесмены. Отсутствие же блоков при этом дробит оппозицию и усиливает конкуренцию в оппозиционном лагере».

Депутат второго сорта


Есть аргументы. Если партийные выборы – это война политтехнологов и админресурса, то мажоритарные – война продуктовых пакетов.

Один политтехнолог рассказывал корреспонденту Фокуса о том, что установил для себя правило – покупать по квартире после каждой предвыборной кампании. Однако нынешние выборы могут стать для этого человека исключением. Если половина Рады будет избираться по мажоритарным округам, значит, ресурсы половины соискателей заветного места пойдут не на гонорары политтехнологам, а на покупку гречки и прочих полезных и ликвидных в сельской местности товаров.

Строго говоря, именно возвращение гречкосейства, последний успешный пример которого наблюдался на выборах мэра Киева и недавних местных выборах, и является одной из основных негативных сторон будущей кампании. Кроме того, предстоящий плебисцит разделит соискателей на две принципиально разные группы.

Гарантировать попадание в парламент сможет только первая полусотня списка правящей партии и первая тридцатка «Батькивщины». Соответственно, повысится и нижний порог входа в проходную часть списка. По отзывам знакомых с ситуацией источников Фокуса, нижняя планка для списочников в этот раз составит $3–5 миллионов в отличие от $2–2,5 миллионов на прошлых выборах  Нижняя планка для списочников в этот раз составит $3–5 миллионов в отличие от $2–2,5 миллионов на прошлых выборах. Эта сумма может возрастать. Но и самым проверенным и доверенным списочникам придётся потратить на выборы больше: даже если с них не возьмут денег в теневую партийную кассу, им предстоит обеспечивать результат родной партии на достаточно обширной территории либо в целой области.

Кампания мажоритарщика будет стоить значительно дешевле – $1,5–2 миллиона. «При этом характерной чертой мажоритарных выборов станет конкуренция лояльных кандидатов с такими же лояльными кандидатами. Поскольку технология снятия с гонки мажоритарщика обкатана на местных выборах, оппозиции в округах придётся туго, – рассуждает Золотарёв. – Однако даже лояльные конкуренты будут пытаться «замочить» друг друга через избирком, прокуратуру. Что вызовет обильный поток взяток. Власть дистанцируется от этого процесса, так как ей будет всё равно, кто из лояльных к ней кандидатов победит». Готовиться к кампании надо уже в мае – осенью желающие попасть в парламент в 2012 году должны начинать продуктовый засев округов для того, чтобы за год уверенно запечатлеть свой образ в мозгу избирателя.

Забытая проблема

Впрочем, новая старая система выборов при очевидных плюсах несёт в себе и определённые риски для власти. «Я бы не рассматривал избирательную систему как такую всепобеждающую политтехнологию, при которой можно будет получить любой результат, – отмечает Владимир Фесенко. – Ключевую роль будут играть рейтинги и политическая атмосфера. Вспомните 2002 год, когда кандидаты-мажоритарщики от «Нашей Украины» выигрывали вопреки всему в западных областях». Кроме того, существует ещё один риск – не скованный узами партийной дисциплины мажоритарный парламент, несмотря ни на что, будет более независим, чем нынешний. «При Кучме парламент был главной средой оппозиции. Полуоппозиционную нишу занимали многие мажоритарщики. И если к выборам и после них мажоритарщики увидят, что президент далеко не всё контролирует, что можно безнаказанно маневрировать, что есть разные группы влияния внутри власти, то в Раде возникнет мажоритарное болото, и мы увидим интересную ситуацию», – добавляет Фесенко.


Проходная смета

Отличия расходов на попадание в парламент депутата-мажоритарщика и списочника

Мажоритарка: каждый платит за себя

Сумма затрат кандидата –$1,5–2 миллиона.

Взятки значительно выше по сравнению с прохождением по спискам – $300–400 тыс., до 20% общей суммы.

Юристы обходятся дороже, чем у списочников, поскольку мажоритарная кампания конфликтная: около $200 тысяч, до 10% всего бюджета.

Подкуп избирателей – основная статья затрат – может достигать 70% всех расходов.
Реклама, агитация, содержание штаба резко сокращается по сравнению с агитацией для списочников (кандидат в основном ведёт прямую работу в округе): до 20–30% бюджета.

Списочник в первой полусотне правящей партии: для проверенных товарищей

Сумма затрат для кандидата – от $3 до $5 млн. Намного выше, чем у мажоритарщика, так как нахождение в первых десятках правящей партии – гарантия попадания в парламент. Часть денег сдаётся в партийную кассу. Остальное отдают услугами, участием в организации выборов – за кандидатом может закрепляться достаточно большая территория, на которой он обязан развернуть агитационно-штабную сеть.

Взятки при баллотировании от правящей партии практически не нужны.

Юристы – минимальные затраты: в пределах 2–3% всего бюджета на текущее юридическое сопровождение.

Подкуп избирателей – до 30% суммы: нанятые агитаторы развозят пайки от имени партии.

Реклама, агитация, штаб – затраты велики: до 60% общей суммы. Кандидат от партии обязан создать разветвлённую сеть штабов, агитационных пунктов, проплатить рекламу и статьи в местной прессе и на местных телеканалах, завесить плакатами родной партии билборды. Кроме того, часть денег пойдёт на неофициальные зарплаты членам комиссий и покупку их полной  лояльности.


Сергей Высоцкий, Фокус

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.