Над Верховной Радой нависла новая угроза

Год назад Виктор Ющенко подписал первый из череды указов о назначении досрочных парламентских выборов. Фокус вместе с политиками порассуждал, как прошел бы этот год,  если бы Верховная Рада уцелела

Related video

"В чем я уверен, так это в том, что в ВТО нас в любом случае приняли бы, – говорит Фокусу депутат-нунсовец Николай Катеринчук. – Ведь руководство страны приступило к выполнению обязательств для присоединения ко Всемирной организации торговли задолго до кризиса прошлого года".

Но во всем остальном, считает депутат, перевыборы повлекли за собой перемены к лучшему, став "прививкой для развития демократии в государстве".

Коллега г-на Катеринчука по фракции Лилия Григорович поддерживает в этом вопросе естественный для нашеукраинца пессимизм. "Вокруг Украины сомкнулся бы железный занавес, как вокруг Северной Кореи", – обрисовывает она мрачную перспективу.

"Без перевыборов не удалось бы вывести на хорошие предстартовые позиции на президентских выборах Юлию Тимошенко", – флегматично анализирует лидер "Братства" Дмитрий Корчинский. То, что роспуск Рады, поначалу здорово повысивший популярность Президента, в итоге больше всего посодействовал нынешнему премьеру, Корчинский прогнозировал еще в первые дни после роспуска ВР.

А вот нунсовец и верный соратник Юрия Луценко Геннадий Москаль, слушая год назад эпохальный президентский приговор Раде, ждал более глубоких изменений в политике.

"О роспуске нельзя, конечно, жалеть. Но обидно, что столько времени и сил было потрачено, а из новой Рады ничего путного не получается", – сетует эмоциональный Москаль.

Однако ему есть чему радоваться: благодаря президентскому шагу, как он выражается, "на политическую помойку тихо и спокойно ушли социалисты". Ну а самый большой позитив для Москаля очевиден. "Если бы не распустили старый парламент, нас не было бы в новом", – смеется депутат.

Между тем оппоненты НУНС хорошо представляют, как по-другому можно было прожить последний год, не убивая законодательную власть.

"Одна из сторон поняла бы, что конституционного большинства не создаст (именно вербовка конституционного большинства из беглых представителей оппозиционных политсил год назад, считают многие, стала последней каплей для Ющенко, – Фокус), вторая – что в будущем надо более взвешенно подходить к своим спискам. Все еще до мая – июня 2007 года вернулись бы в сессионный зал", – доказывает неизменный спикер регионалов депутат Тарас Чорновил.

А вот политтехнолог Тарас Березовец видит минимум два пути, по которым Ющенко мог пойти год назад: если не перевыборы, то только широкая коалиция с Партией регионов. Как утверждает Березовец, если бы Президент согласился тогда на союз с Януковичем, то постепенно растерял бы часть полномочий, отказался от проталкивания Украины в НАТО. Ну а общество лишилось бы возможности следить за увлекательными силовыми акциями в Генпрокуратуре и другими взаимными маленькими подлостями нынешних политических оппонентов.

Уютнее себя чувствовал бы и мэр Киева Леонида Черновецкий. "В прошлогодней расстановке сил он был выгоден всем игрокам, так что должность он бы сохранил при любых раскладах", – полагает Березовец. И подчеркивает: если бы Украина избежала в 2007-м досрочных парламентских выборов, то не миновала бы досрочных местных – их могла инициировать ушедшая в жесткую оппозицию Юлия Тимошенко.

Евгений Филиндаш, экс-депутат от Соцпартии, которая, по мнению Москаля, так удачно сошла с дистанции на перевыборах, полагает, что только при новом составе Верховной Рады Украина на государственном уровне могла поднять вопрос о присоединении к ПДЧ в НАТО. В то же время, по его мнению, при предыдущей коалиции не было открытой войны между Секретариатом Президента и правительством, а уровень инфляции не зашкаливал, съедая постепенно даже пресловутую "Юлину тысячу" (еще одно следствие роспуска Рады).

Поспорить на эту тему могла бы Лилия Григорович. По ее мнению, тенденция к росту инфляции наблюдалась еще в сентябре, так что ее уровень достался к новому Кабмину от правительства Януковича по наследству. И если бы его Кабмин остался у власти, то это Янукович краснел бы сейчас за рекордные темпы потери покупательной способности украинской валюты.

Всего шесть месяцев прошло после досрочных выборов в парламент, однако многие политические силы не только не избавились от предвыборной риторики, но даже начали давать новые обещания – а вдруг снова роспуск?

Может быть, срабатывает "рефлекс на апрель", но, скорее всего, новая Рада поражена недугами старой и точно так же ухитряется не работать неделями.

"Чудо не то, что состоялись перевыборы, а то, что всего одни", – замечает еще один самооборонщик Олесь Доний. Он допускает, что можно ожидать очередного роспуска парламента (о теоретической возможности роспуска Рады "хоть трижды в год" говорил и спикер Арсений Яценюк в недавнем интервью Фокусу), если Ющенко продержится в кресле Президента до конца отведенного законом срока. А политтехнолог Березовец даже называет возможным временем запуска сценария досрочных выборов осень 2008 года. Правда, предшествовать ему должно изменение формата коалиции.

Геннадий Москаль философски отмечает, что власть главное не захватить, а удержать.

"Думаю, мы постепенно выйдем на периодичность выборов раз в полгода", – иронизирует Корчинский.

В одном можно не сомневаться: случись сейчас очередной разгон нардепов – это будет выглядеть уже не так свежо и интригующе, как в прошлом году. Ведь тогда страна еще не знала, сможет ли прожить без парламента. Теперь она знает: вполне может.