Одеяло власти

zhitomir.in.ua
zhitomir.in.ua

Закону «О Кабинете Министров Украины» только предстоит стать полноценным документом. Однако первые попытки депутатов его рассмотреть  показали, что в итоге закон может стать новым источником конфликта между правительством и Президентом

Related video

Первый раунд концептуального спора между премьер-министром и Президентом на тему, кто главный управленец в стране и кому в действительности должно подчиняться правительство, завершился победой главы Кабмина. 247 народных избранников из антикризисной коалиции отдали предпочтение правительственному варианту законопроекта и проголосовали за него в первом чтении. Однако глава государства не отчаивается и уже успел поставить всех в известность о том, что не станет пренебрегать своим правом вето, если в окончательной редакции закон не будет соответствовать президентскому видению правительственных полномочий и обязанностей.

Кесарям — кесарево
Закон о Кабмине — один из тех документов, которые способны либо изменить, либо укрепить сложившийся на сегодня формат власти. Поэтому не удивительно, что и Виктор Янукович, и Виктор Ющенко жаждут увидеть в конечном итоге закон максимально приближенный к их собственному проекту. А в том, что их представления о месте и роли правительства в общей системе организации власти существенно разнятся, сомневаться не приходится. Главное расхождение во взглядах Януковича и Ющенко на эту роль и это место, по мнению министра юстиции Александра Лавриновича, в том, что глава государства убежден: Кабинет Министров содействует осуществлению Президентом его полномочий. О чем и говорится в президентском варианте законопроекта. У главы правительства на сей счет, естественно, иное мнение.

Именно желание Президента усилить свои позиции в напряженных взаимоотношениях с Кабмином вызывает наибольшее раздражение у премьера и членов правительства. Прежде всего им не по душе предполагаемая в законопроекте главы государства подконтрольность Кабинета Министров Совету национальной безопасности и обороны Украины — органу, который формируется единолично главой государства и используется им для принятия решений, которые он сам выносит на рассмотрение этой структуры. Виктор Янукович и его соратники не раз высказывали недовольство по поводу места, которое занимает СНБОУ в системе государственной власти. Последний раз свое отношение к Совбезу премьер показал в минувшую пятницу — демонстративно покинув зал в середине заседания СНБОУ. Дополнительным раздражителем для правительства стало намерение Президента возложить на Кабмин обязанность отвечать на обращения вспомогательных органов и служб главы государства (а речь в первую очередь идет о президентском секретариате), предоставляя им информацию для осуществления своих функций. Согласно положениям президентского законопроекта, правительство должно не только обеспечивать выполнение актов главы государства, но и откликаться на его обращения, а также постоянно информировать Президента о своей правительственной деятельности. Ко всему этому министерства должны еще, по мнению автора законопроекта, выполнять поручения Президента.

"Все это превращает правительство в придаток к консультативным органам и службам Президента", — говорит глава Минюста. Кабмин видит свои отношения с Президентом и его структурами совершенно по-иному. По его версии, перед главой государства Кабмин только лишь "несет ответственность в предусмотренных Конституцией Украины рамках и руководствуется в своей деятельности его указами". Что же касается президентских структур — то правительство, уверены в Кабмине, должно лишь "взаимодействовать" с ними и не более того. При этом должностные лица президентских структур не имеют права давать поручения Кабинету Министров и его членам, а также вмешиваться в их деятельность.

Свой взгляд у Президента и на программу правительства. По его мнению, разделы этой программы, касающиеся внешней и оборонной политики, а также политики безопасности, должны быть изложены в строгом соответствии с посланием главы государства к Верховной Раде о внутреннем и внешнем положении страны. В правительственном же варианте законопроекта участие Президента в формировании программы Кабмина не предусмотрено даже в такой форме. И тем более не согласны кабминовцы с намерением Виктора Андреевича принимать программу правительства законом. Эта норма, по мнению Александра Лавриновича, ставит решение Верховной Рады в зависимость от президентской воли, поскольку тогда глава государства, согласно Конституции, имеет право ветировать программу.

Желание Президента возродить институт госсекретарей также не приветствуется правительством. Хотя, по мнению советника главы государства и главного идеолога президентского законопроекта Игоря Колиушко, разделение политических и административных функций и должностей позволило бы министрам руководить аппаратами своих министерств без ущерба для их политической деятельности. Вместе с тем госсекретари получили бы возможность представлять свои ведомства в парламенте, правительственных комитетах и на заседаниях самого Кабмина, замещая министров.

Инициатива об исключительном праве правительства направлять в ВР законопроекты о внесении изменений в закон о государственном бюджете, которая содержится в кабминовском законопроекте, вызвала огромное недовольство у депутатов. По словам парламентария-"бютовца" Миколы Томенко, подобное положение превращает Украину в правительственно-президентскую республику, так как с его введением депутаты могут просто перестать ходить на заседания. "Если посмотреть на наши законы, то окажется, что каждый второй из них касается социально-экономической сферы, а значит и бюджета. Таким образом, нам можно не работать, спокойно ожидая законопроекты из Кабмина", — заявил в интервью Фокусу господин Томенко.

Жертва компромисса
В Верховной Раде, Кабмине и секретариате Президента прекрасно понимают, что принятие закона необходимо ускорить. Правительство стремится узаконить свои права, тем самым прекратив поток обвинений в свой адрес по поводу нелегитимности тех или иных действий. Это же выгодно и большинству в Верховной Раде. Для Президента же очевидно, что без законодательного закрепления правил игры Кабмин будет продолжать поиски дополнительных источников своих полномочий, в частности через свой внутренний регламент.

Результат голосования по двум проектам-антагонистам предугадать было несложно. "Вражеский" документ, пришедший с Банковой, антикризисная коалиция не поддержала бы ни при каких обстоятельствах. Альтернативный законопроект Николая Онищука, который и во фракции Партии регионов, и во фракции "Нашей Украины" депутаты считают компромиссным, мог бы найти поддержку, но корпоративная солидарность большинства все-таки взяла верх — и "за основу" был принят кабминовский документ.

Практика украинского парламентаризма свидетельствует, что документы, принятые в первом чтении, в конечном варианте редко сохраняют свои исходные черты. Председатель профильного комитета ВР по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления "регионал" Виктор Тихонов, естественно, будет стараться, чтобы окончательная редакция документа существенно не отличалась от проекта, за который проголосовали. Но реальность "нарваться" на президентское вето слишком велика, чтобы не прислушиваться к мнению гаранта. Поэтому законопроект просто обречен на значительную доработку путем поиска компромисса. Вполне вероятно, что он будет найден. Как возможно и то, что в своем финальном варианте закон о Кабмине повторит судьбу обновленной Конституции, став документом, в котором правовых дыр больше, чем действенных механизмов. В результате война за влияние между премьер-министром и Президентом перейдет на новый уровень: при формально существующих правилах игры начнется борьба за право трактовки их в пользу той или иной стороны. Ведь размытость формулировок и недосказанность положений — непреложный атрибут компромисса.