Все статьиВсе новостиВсе мнения
Страна
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса

Выборы мэра Киева могут закончиться ничем

Выборы мэра Киева могут закончиться ничем
В ближайшее воскресенье – киевские перевыборы.  Если верить, что они  репетиция президентских, то уже можно точно сказать: гонка за власть в стране будет такой же грязной, неубедительной и неэффективной. Впрочем, ещё не факт, что 25 мая всё закончится
000


В день выборов киевляне рискуют проснуться в на редкость грязном городе. За несколько дней до выборов Минприроды приостановило  эксплуатацию мусорного полигона номер 5, куда вывозится 60% столичных отходов. Казалось бы, при чём тут выборы. Но некоторые собеседники Фокуса всерьёз считают, что это мусорное совпадение – не что иное, как «привет Черновецкому» от Кабмина в ответ на его собственные предвыборные начинания. Киевский медиахолдинг, подконтрольный мэрии, в день выборов собрался лишить город сразу нескольких тысяч избирателей – устроил для молодёжи концерт за городом. Заезд в субботу, накануне голосования, возвращение – в понедельник. Эти две истории дают представление о том, как проходила столичная избирательная кампания. А ставки в ней делаются, очевидно, не только на билборды с благостными лицами кандидатов.  

Втоптать в грязь. Убить дракона с лицом действующего градоначальника была возможность у каждого прохожего
Втоптать в грязь. Убить дракона с лицом действующего градоначальника была возможность у каждого прохожего



Грязные танцы
Самый пик черных технологий в киевской гонке пришёлся на конец кампании. 

 «Это вполне объяснимо, – ещё в начале кампании прогнозировал глава комитета «Равенство возможностей» Александр Чекмышев. – Просто никто не ожидал, что Леонид Черновецкий так легко согласится на выборы. Не все штабы смогли быстро среагировать. Майские праздники тоже притормозили кампанию, но в последние её недели произойдет большой всплеск. Не хочу быть злым пророком, но, по моей информации, большинство штабов настроены на негатив». Эксперт не ошибся. Стоило закончиться майским каникулам, как на киевлян обрушился шквал агитации, примерно половина которой была чёрным PR.

Первое, что бросается в глаза, – массовая расклейка чернушных агиток. Различные «Карты разграбления Киева», «Забери у бабушки паспорт», «Куплю душу за гречку», «Соромно, коли мер ....» и прочие креативы агитпропа в основном направлены против действующего градоначальника. Но других кандидатов тоже не забыли: «Такой-то гей и вор» – гласят надписи на заборах, массово раздаются липовые выпуски газет где кандидаты в мэры отказываются» от претензий на трон (главный скандал на эту тему случился с бютовской газетой «Вечерние вести»).
 
Но всё это напрасный труд, считает политтехнолог Тарас Березовец. Такие агитки не дают практического эффекта даже в массовом использовании. «Украинцы настолько привыкли к чернухе, что она уже не действует», – убеждён эксперт. 

По мнению Александра Чекмышева, эти выборы вобрали в себя сразу всё самое плохое, что было в предыдущих кампаниях: и админресурс, и манипулятивные технологии, и массовые заказные материалы в СМИ. «Судя по результатам мониторинга коммунальных СМИ, мы видим все признаки использования административного ресурса командой действующего мэра», – заявил Фокусу Чекмышев. Результаты этого мониторинга свидетельствуют, что в подконтрольных столичной власти СМИ позитивно писали, говорили только о Черновецком и его блоке. «Вообще вся кампания Черновецкого очень напоминает предвыборные технологии, которые использовались в 2004 году на президентских выборах кандидатом Виктором Януковичем», – поделился ощущением Александр Чекмышев. 

Один из ярких примеров – установленные в вагонах метро информационные экраны. Увидеть там можно было только самого градоначальника, его сателлитов, ГАК и блок «Пора», возглавляемый заместителем Черновецкого Сергеем Рудыком, а также Николая Катеринчука. Участие последнего заставило некоторых экспертов заподозрить, что кандидат, «за которого не будет стыдно» (говоря языком его же слоганов), работает в фарватере градоначальника, но сам Катеринчук отрицает это. В интервью Фокусу он заявил, что появление его агитации в метро – исключительно заслуга юристов, которые через суд добились такого права. По его словам, этому примеру последовали другие кандидаты, и их реклама уже начала появляться в подземке.

По-родственному. Анонимки на столбах призывают молодой электорат не дать шансов предпочтениям старого
По-родственному.  Анонимки на столбах призывают молодой электорат не дать шансов предпочтениям старого



Хитрые счетоводы
«Считать будем или рисовать?» – так обычно начинается разговор между представителем политической силы или кандидата и руководителем расплодившихся в последнее время социологических фирм. От того, будет ли это честное исследование или липовое, зависит и цена. В среднем для объективного исследования рейтинга кандидатов и партий в Киеве достаточно опросить 1200 человек. Малоизвестная фирма берет от $5 тысяч и выше в зависимости от наглости её владельцев и платежеспособности заказчика. Именитые фирмы уже только за свой статус могут брать и 30, и 40 тысяч. Но вот на что они никак не пойдут, так это на фальсификацию опроса – ведь это одноразовый заработок, и после откровенной заказухи к ним уже не будет былого доверия, а значит, о высоких гонорарах придётся забыть. Другое дело – неизвестные конторы:  у них можно приобрести нарисованный опрос, но уже в 3–4 раза дороже, чем настоящее исследование.

Судя по тому шквалу диаметрально противоположных рейтингов, который обрушился на киевлян, все штабы одновременно решили воспользоваться давно проверенными методами махинации. По мнению кандидата психологических наук Татьяны Траверсе, при помощи липовых соцопросов действительно можно приподнять рейтинг кандидатов, но на это нужно время, и для такого небольшого срока, как два месяца кампании, подобные манипуляции не имеют эффекта. 

Как заявил Фокусу директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала, есть три причины для того, чтобы выдавать в эфир результаты псевдоопросов. Первый – подтянуть рейтинги партий, находящихся на грани прохождения. Второй – для «набивания цены» кандидатам, планирующим отказаться баллотироваться в чью-то пользу. Третий – для подготовки общественного мнения к неприятию результатов выборов. Правда, при этом эксперт подчеркивает, что есть ещё одна группа опросов, цель которых – повлиять не на избирателя, а на заказчика. Завышая его рейтинг, штабы таким образом пытаются оправдать своё существование и суммы, потраченные на их «работу».

Пошли на рекорд

Избирательная кампания в Киеве отличилась сразу по нескольким статьям

Самый длинный бюллетень с перечнем кандидатов в мэры – 1 метр.

Наибольшее количество участников – 79 кандидатов в мэры и 37 партий и блоков.
Наибольшее количество именных блоков – 8.

Самая дорогостоящая кампания – $ 20 –30 млн. для фаворитов.

Самая затратная кампания (стоимость одного голоса избирателя из расчёта потраченного на агитацию и PR – от $100 до $400, при этом в столице – более 2 млн. избирателей).

Самая предсказуемая и скучная кампания.


Куплю голоса. Дорого
О новой порции продуктовых пайков для избирателей от Черновецкого заговорили сразу же после назначения выборов, но подтвержденных фактов таких раздач нет. Более того, Блок Черновецкого, уже поспешил заявить, что под видом помощи от него раздают просроченные продукты. Но, по большому счету, Черновецкому и Ко можно и не прибегать к старому методу. У них есть куда более мощный ресурс воздействия на массы – официальная материальная помощь избирателям. Последняя порция – ежемесячные выплаты по 50 гривен одиноким матерям. Зато во время майских праздников корреспондент Фокуса стал свидетелем продуктовой раздачи в одной из приёмных блока Кличко на улице Якира. Однако представитель блока депутат Дмитрий Андриевский заверил нас, что блок не имеет отношения к подкупу избирателей: «При всем уважении к престарелым людям у блока нет подобных программ». 

Впрочем, подарками заваливали киевлян все эти дни многие политсилы. Селянская партия на выходные бесплатно катала желающих по Днепру. А ректор Киевского международного университета и по совместительству кандидат Хачатур Хачатурян обещает 50-процентную скидку на обучение в своём вузе.

Но хитом купли-продажи голосов в этом сезоне, судя по всему, станет прямой подкуп. Штабы всех ведущих кандидатов уже заявили о грязных планах своих конкурентов массово скупать волеизъявление киевлян, но суммы называют разные. Максимальная – $100.  
  
Жару поддала СБУ, которая уже выявила 35 случаев подкупа киевлян. По версии спецслужб, технология «Вавилон» якобы была заказана у российских политтехнологов «демоном грязных предвыборных технологий» Виктором Медведчуком. Правда, глава Комитета избирателей Украины Игорь Попов, которому удалось ознакомиться с докладом о подкупе, заявил Фокусу: «Никакая это не российская разработка. Эта технология уже давно и активно применяется в Украине, а название «Вавилон» тоже наши придумали». Суть её заключается в том, что избирателю предлагают заполнить бумагу по типу социального договора с указанием всех паспортных данных, в которой он обязуется отдать свой голос за конкретного кандидата или партию. Как правило, деньги передаются сразу. «Все проходит практически на честном слове», – говорит Попов. Каждый голос обходится в среднем в 100 гривен. Активнее всего сделки осуществляются в студенческих общежитиях. По сведениям КИУ,  многие студенты продали голоса уже по нескольку раз. 

Попов утверждает, такой подкуп сейчас сильно распространён в Киеве. «Один из районных штабов, некой из партий хвастался, что у них уже 40 тысяч таких голосов», – описывает масштабы эксперт. 

Кина не будет?
Самое любопытное будет, если несмотря на все эти ухищрения, а также на баснословные расходы, выборы окончатся ничем. А такая вероятность высока. По мнению члена «Народной самообороны», политолога Олеся Дония, одним из главных результатов волеизъявления станет крайне низкий результат у парламентских партий, участвующих в столичной гонке. Согласны с этим и другие эксперты. Именно этот факт может оказаться ключевым в дальнейшей судьбе выборов и решении какой-нибудь из политических сил пойти на непризнание их результатов. 

Политики и сами исподволь готовят общественное мнение к послевыборным склокам. Глава Секретариата президента  Виктор Балога высказался в том духе, что срыв выборов выгоден БЮТ, у которого в руководстве избирательных комиссий очень много своих людей. Игорь Попов тоже склонен так думать. «Это наиболее вероятно, – заявил он Фокусу, – если бютовцы не добьются желаемого результата». При этом глава КИУ обращает внимание на то, что в Шевченковском суде столицы уже находится иск одного из бютовских депутатов с требованием признать нелегитимным киевский теризбирком. По странному стечению обстоятельств, рассмотрение этого дела назначено на следующий день после голосования. Тем не менее Попов считает, что НУНС и Блок Кличко тоже можно рассматривать как заинтересованные стороны. Таким образом, кампания рискует погрязнуть  в судах. 

– Если Черновецкий побеждает, но не будет иметь большинства в Киевсовете, в таком случае сессия может не открыться, и Киевсовет может не узаконить пребывание Черновецкого в должности мэра, – рисует другой вариант политолог Алексей Гарань. 

По мнению же Виталия Балы, довольных результатами выборов не будет вообще. Так как ни одна из политсил не получит желаемой гегемонии в городской власти. Вероятнее всего, после всех судов инициаторы досрочных выборов придут в Киевсовет и продолжат борьбу с Черновецким (который, по мнению Балы, опять одержит победу). Вполне возможно, что им удастся ещё раз свергнуть мэра уже в ближайшее время. И новые выборы  станут реальностью. Не исключено, что уже в комплекте с парламентскими – неудовлетворительный для НУНС или БЮТ результат выборов станет, возможно, последним испытанием для коалиции.

По информации Агентства моделирования ситуаций, рекламные площади в столице под политическую агитацию выкуплены до осени: в блицкриг политики явно не верят. 


Деньги на выбор
Во время избирательной кампании у киевлян было полно возможностей заработать:

Агитировать    

по телефону 
50–100 грн./день

по квартирам
50–100 грн./день

в палатке
100–150 грн./день

 Расклеивать плакаты
10–15 коп./шт.

 Махать флагом 
10–15 грн./час

 Возить флаг на велосипеде
25 грн./час

 Повесить баннер
на балконе
100–500 грн.

Наблюдать за выборами
200–300 грн.
 

 Продать голос
100–300 грн.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.