Все статьиВсе новостиВсе мнения
Страна
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса
Конституционная реформа

Вечный зов. Почему каждый президент Украины переписывает Конституцию

Вечный зов. Почему каждый президент Украины переписывает Конституцию
Фокус вспоминает, как строилась украинская власть, и приходит к выводу, что Конституция переписывается для того, чтобы уменьшить власть олигархов
000

Президентская вертикаль ускоряет очередную конституционную реформу. Накануне 17-летия Конституции Украина вновь оказывается перед новым «переделом верхов». В нашей стране система политической власти всегда складывалась как система инструментов перераспределения собственности, а появляющиеся крупные собственники влияли на конфигурацию власти.

«Красные директора» и ваучерная приватизация
После распада СССР Украине досталась часть советской промышленности и часть советского же аппарата управления. Как ни парадоксально, мощное советское наследие оказалось стратегической проблемой. Новорождённый бизнес заинтересован не в создании новой, рыночной экономики, а в присвоении уже существующих активов.


5 декабря 1991 года. Леонид Кравчук на сессии Верховной Рады принимает присягу на верность Украине

30 марта 1990 года Украинская Советская Социалистическая Республика проводит выборы в республиканский парламент, куда впервые попадают представители оппозиционных к советскому строю движений (большинство — от Народного руха, выступавшего за перестройку).

16 июля появилась Декларация о государственном суверенитете Украины. Сегодня не очень известно, что саму Декларацию принял XXVIII съезд украинской Компартии, а парламент её только утвердил. Декларация категорически противоречила Конституции УССР, принятой в 1978 году. И всё же оба документа считались действующими.


19 июля 1994 года. Леонид Кучма клялся в верности народу в зале ВР. А в 1999-м, когда стал президентом во второй раз, впервые церемония инаугурации проходила торжественно — во Дворце «Украина»

После попытки путча в Москве в августе 1991 года депутаты голосуют за Акт провозглашения независимости. 1 декабря независимость подтверждена на референдуме. В этот же день президентом избран председатель ВР, недавний член Политбюро ЦК КПСС Леонид Кравчук. Он набирает в первом туре более 61% голосов — результат, не повторённый никем из последующих украинских президентов.

Однако Кравчук получает в руки страну-фрагмент. Промышленность, созданная на нерыночных основах и утратившая большинство связей с остальным бывшим СССР, повергнута в катастрофический кризис. Полноценные институты госуправления тоже фактически отсутствуют. Социальные структуры разрушаются. В этих условиях президентская власть вступает в конфликт с вертикалью советов, лишённых руководящей и направляющей роли запрещённой в 1991 году Компартии.


23 января 2005 года. Виктор Ющенко целует Пересопницкое Евангелие, присягая на верность украинскому народу. Потом он выйдет к Мариинскому дворцу, пройдёт сквозь коридор выстроившихся военных и с майдана Незалежности обратится к гражданам

Компартию снова разрешают в 1993 году. Областные и низшие советы стремительно «краснеют». Президент Кравчук вводит институт представителей президента в областях и районах, но их взаимоотношения с местными советами не урегулированы никаким законом. В этой ситуации самой организованной политической силой постепенно становятся «красные директора» — руководители промышленных гигантов, особенно влиятельные на востоке страны. Выразителем их интересов считается гендиректор днепропетровского ракетостроительного завода «Южмаш» Леонид Кучма, который в 1992–1993 годах работает премьер-министром.

Правительство Кучмы принимает ряд декретов, имеющих силу закона и направленных на борьбу с инфляцией. Тогда Украина ставит рекорд: более 10 000% инфляции по итогам 1993 года. Другое детище того Кабмина — ваучерная приватизация. Ваучеры считаются как бы акциями, дающими каждому право на часть государственного имущества. Но в реальности их скупают всё те же «красные директора», которые таким образом становятся собственниками предприятий.

Однако уже в сентябре 1993 Кучма уходит в отставку, ваучеризация приостанавливается. Начинаются протестные выступления не получающих зарплату шахтёров Донбасса, которые организовывают массовые походы на Киев. После переговоров с парламентом Кравчук соглашается на досрочные выборы Рады (в марте 1994) и президента (в июне того же года). Во втором туре неожиданно побеждает Леонид Кучма, поддержанный «красными директорами» и Россией.


25 февраля 2010 года. Виктор Янукович принимает присягу на верность народу. И получает официальные символы главы государства — знак президента, печать и булаву

Поздняя Конституция
В середине 90-х перед украинскими промышленниками стоят две главные проблемы: где взять сырьё и энергоносители и куда девать продукцию. В итоге предприятия попадают за долги к посредникам и переходят в их руки. Всё это сопровождается громкими криминальными разборками. Леонид Кучма пытается взять ситуацию под контроль, но для этого ему нужна полнота власти, которая разделена между президентом, правительством и Верховной Радой, возглавляемой социалистом Александром Морозом.

Конституцию независимой Украины подготовили ещё в 1992 году (кстати, тогда же в Канаде выпустили первые партии украинской национальной валюты). Однако политическая нестабильность не позволила Кравчуку записать в свой актив установление важнейших атрибутов государства. Кучма взялся за дело решительнее.

8 июня он подписал с Морозом Конституционный договор, по которому парламент обязался принять новый Основной Закон в течение года. Кучма сумел взять под контроль комиссию, готовившую документ. Проект предлагал узаконить особый статус русского языка наравне с украинским, ввести верхнюю палату парламента, придать широкую автономию Крыму. Рычаги центральной власти оказывались в президентских руках.

Рада сопротивлялась, но следующим летом Кучма пригрозил вынести Конституцию на референдум. В ночь на 28 июня 1996 года документ приняли без ряда спорных статей. Так, Украина стала последней из стран бывшего СССР, принявших свою Конституцию. Намерения ввести двухпалатный парламент и сделать русский язык государственным сохранились до сих пор.

Как закалялись олигархи
К президентским выборам 1999 года Украина подходит со сформированной системой финансово-промышленных групп (ФПГ), собственников которых вслед за российской прессой в украинских СМИ называют «олигархами». Олигархи ставят на Кучму, который становится президентом во второй раз.

В феврале 2000 года президентская администрация проводит «бархатную революцию»: левое руководство ВР отстранено, парламент впервые попадает под контроль «центристов». В апреле Администрация президента организовывает «референдум по народной инициативе», на котором вновь идёт речь о реформе Конституции. Парламент должен стать двухпалатным, количество депутатов следует сократить, их неприкосновенность — сузить.

Логика президента ясна: к тому времени парламентские фракции в значительной мере становятся филиалами ФПГ, с которыми приходится делиться политической властью. Но Кучма недооценил силу выросших при нём же олигархов. Депутаты саботируют имплементацию результатов референдума. Взрывается «кассетный скандал», и Кучма надолго отвлекается на объяснения: кто, кому и что сказал, сидя на диване, под которым был спрятан диктофон сотрудника охраны.

В 2003 году растущая популярность правоцентриста Виктора Ющенко, бывшего премьер-министра и главы Нацбанка, заставляет Кучму поставить на донецкого губернатора Виктора Януковича, выдвинутого самыми мощными — донбасскими — ФПГ. Януковича утверждают премьером и преемником главы государства. Однако остальные олигархи опасаются прихода к власти бескомпромиссных «донецких», и наряду с давлением Запада это становится одной из главных причин победы «оранжевой революции».

В то же время при посредничестве Запада переговоры Кучмы с оппозицией приводят к компромиссу: ВР в декабре 2004 года утверждает новую Конституцию, передающую значительную часть полномочий президента парламенту. Олигархам этот компромисс кажется весьма выгодным. Украина становится парламентско-президентской республикой.

Новые правила старой игры
Увы, Конституция 2004 года привела не к сбалансированию, а к разбалансировке системы власти. Под занавес президентства Ющенко две мощнейшие противоборствующие политические силы — Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко даже готовят общий проект новой Конституции (попал в прессу в июне 2009 года). Но президентские выборы уже слишком близко, каждый надеется на победу, и договориться не удаётся.

На выборах действующий президент Ющенко агитирует против обоих основных кандидатов. В результате Тимошенко проигрывает Януковичу считаные проценты голосов, и тот становится первым президентом, избранным менее чем половиной проголосовавших. Конституционная реформа 2004 года отменена Конституционным же судом. Украина возвращается к президентско-парламентской форме правления.

Глава государства меняет кадровый состав силовиков, экономического блока правительства, Нацбанка, сосредотачивая контроль над финансовыми потоками. В экономике появляются новые тенденции: тогда как практически все «старые олигархи» испытывают трудности с развитием бизнеса, стремительно расширяются бизнес-империи Александра Януковича и молодого мультимиллионера Сергея Курченко. Наученный опытом президент Янукович стремится к тому, чтобы его политическая власть была подкреплена крупнейшими в стране экономическими активами.

В то же время начинается работа над очередной конституционной реформой. В июне 2013 года становится достоянием гласности концепция де-факто новой Конституции, разработанной Конституционной ассамблеей под руководством экс-президента Кравчука. В документе много новаций, суживающих президентские полномочия, многие опасаются, что эти новации не дойдут до итогового документа. Зато там якобы, вероятно, появится норма об утверждении законов на референдумах, которые могут проводиться в обход парламента. Высказываются также версии о том, что референдум может утвердить избрание президента в одном туре.

Несомненно, попытка отодвинуть парламент от принятия законов бьёт не только и не столько по оппозиции, которая в последние годы и так демонстрирует вялость в противостоянии инициативам власти. В первую очередь это игра на понижение влияния всё тех же олигархов. Можно ввести в парламент своих людей или докупить нужные голоса депутатов, но очень трудно купить результаты референдума, если правоохранители получат указание этого не допускать. Готов ли крупный капитал поступиться влиянием или может что-то противопоставить подобным планам, вопрос открытый. Точно можно сказать только то, что как принятие новой Конституции, так и сопротивление ей будут объясняться исключительно интересами «простых украинцев».

Василий Кнайпа, Фокус

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.